Енергиите ИН и ЯН

Според представите на древната китайска медицина в основата на всичко живо е жизнената енергия Чи, която се проявява в две форми: ИН и ЯН. Те са свързани една с друга, противопоставят се и преминават една в друга. Животът на Земята е пронизан от ритмични вълни, които представляват редуващи се приливи и отливи на ЯН и ИН. Под термина “ЯН” се подразбира мъжкото начало, деятелността, денят, енергията. Под термина “ИН” се подразбира женското начало, пасивността, натрупването, нощта, кръвта.

 


Влиянието на метеорологичните условия върху човека не буди съмнение. В зависимост от съществуващите две форми на енергията се различава “Инско” и “Янско” време. Древен афоризъм гласи: “Когато ЯН е в изобилие, настъпва горещина, когато ИН е в изобилие, настъпва студ.”

Според китайската традиция пет елемента влияят върху състоянието на човека: вятърът, сухотата, влажността, топлината и студът. Вятърът, сухотата и топлината носят със себе си ЯН; влажността и студът - ИН. Ето защо от позицията на техния баланс влажността и сухотата не са количествени характеристики на съдържанието на водни пари във въздуха, а преди всичко качествени характеристики за преобладаването в природата на едно от противоположните начала. Същото се отнася и за топлото и студеното, но не и за вятъра, който няма свой антипод.

Още...

Китайская медицина

Китайская медицина зиждется на основах, принципиально отличающихся от основ западной медицины. Они - плод долгой тысячелетней практики. Изучение китайской медицины состоит, прежде всего, в изучении ее основ. К этому приводится клиническая часть с целью сбора знаний. Отказываясь от изучения анатомии, что равно изучению Запада, китайская медицина содержит в себе следующие области: физиология, патогенез, патология, диагностика, терапия, фармакодинамика, фармакотерапия.

Общность этого учения покоится на основных принципах "Инь - Ян" и "5 элементах". Эти принципы решают все проблемы, касаются ли они неба (космической энергии, климата), земли (материи) или существа (особенности человека). Это составные части китайской медицины. Китайская медицина считает, что существующее в природе образуется из Инь и Ян. Эти противоположные, но дополняющие друг друга силы реагируют друг с другом в постоянном движении. Инь - Ян - источник происхождения, создания и превращения всех веществ и существ Вселенной.

В медицине деятельность органов, как и развитие и исчезновение болезни, является признаком превращения Инь - Ян с основными чертами противоположности и дополнения.

Инь и Ян являются двумя противоположностями, которые присутствуют во всех существах, веществах, феноменах природы. Можно сказать, что они повсюду одинаковые и что между понятиями Инь и Ян существует определенная аналогия. Небо - Ян, земля - Инь; день - Ян, ночь - Инь; мужчина - Ян, женщина - Инь. Эти примеры показывают, что каждое существо Вселенной соответственно может образовать свой характерный признак Инь - Ян. Понятия Инь - Ян являются абстрактными, имеющими материальную основу, общность всех противоположностей, однако одновременно дополняют друг друга.

Каждое существо, каждая вещь имеет в себе одно из многообразия явлений Инь или Ян, но в каждом этом явлении содержится наготове уже другое. День - Ян, ночь - Инь, но различают в дне "Ян в Яне" и "Инь в Яне", в ночи - "Инь в Ини", и "Ян в Ини". Со Оценн описывал развитие Инь-Ян дня и ночи следующим образом : "В Ини есть Инь, в Яне есть Ян". От утренних сумерек до обеда продолжается раздел дня, соответствующий "Ян в Яне", время от обеда до вечерних сумерек принадлежит также Ян, но он соответствует "Инь в Яне"; от вечерних сумерек до крика петуха касается части Инь суток, соответствующей Инь в Ини", от середины ночи до утренних сумерек соответствует "Ян В Ини". Итак, понятно, что в Ини и в Яне существует другая Инь и другой Ян. Этим объясняется сложность понятий Инь и Ян в отношении существ и вещей. Инь и Ян является не абсолютными признаками, но через феномен "победы" и "поражения" Инь и Ян. Со Оценн объясняет: "Если побеждает Инь, то заболевает Ян; если побеждает Ян, то заболевает Инь. Побеждающий Ян вызывает признаки холода (озноба). Слишком большой холод (холод в большей полноте) превращается в тепло (тепло в большей полноте) превращается в холод. Это классической объяснение феноменов победы и поражения, равновесия и нарушения равновесия - причина всех болезней. Нарушение равновесия вызывает сначала собственные признаки Инь (холод) или Ян (тепло). В прогрессирующей стадии это значит на одну ступень выше холода и тепла, болезнь резко меняется и переходит от холода к жаре или от жары к холоду. Равновесие Инь-Ян - непременное условие здоровья. Нарушение этого равновесия является первой причиной болезни. Со Оценн добавляет : "Если Инь - энергия в гармонии, погода Ян - энергия в безопасности, и человек сохраняет свое здоровье. Когда Инь и Ян разделяются, тогда наступает смерть". Со Оценн объясняет : "Хороший диагностик должен обращать внимание на цвет лица, пульс, чтобы узнать Инь и Ян... Он пальпирует радиальный пульс, поверхностный (Ян) и глубокий (Инь) пульс, которые могут быть скользящими (Ян) и шероховатыми (Инь), ради установления точной природы заболевания с последующим планом лечения. Если в диагностике не будет ошибки, не будет ошибки и в лечении. Точное знание Инь и Ян является важной и решающей задачей в диагностике. Ней Кинг объясняет : "Заболевание Ян следует лечить Инь, заболевание Инь следует лечить Ян". Привыкание к космической окружающей среде Инь-Ян есть искусство поддержания гармонии между внутренними силами (Инь и Ян космоса). Это является основным принципом евгеники и профилактики. Пренебречь этим искусством - значит уступить поступлению патогенной биоклиматической энергии, а также всем болезням. Внутренние психические факторы могут вызвать в таком случае процессы "победы" Инь или Ян. Они обусловливают заболевания внутреннего происхождения. Внутреннее равновесие Инь и Ян может поддерживать только такой человек, который понимает, что должен остаться господином своих страстей.

Активность каждой части тела состоит в отношениях с совокупностью всей деятельности организма и наоборот. "Когда наблюдают за энергией только одного единственного органа, это значит, что имеется возможность наблюдать нормальное и ненормальное энергетическое развитие и изменение общности тела" (Трунг и Хок). На этой основе отношений между внутренним и наружным основывается китайская медицина. Главные и вторичные меридианы - неотъемлемая составляющая часть медицины, вообще, но особенно для акупунктуры и массажа, так как органы, полые органы, конечности... связаны между собой этими меридианами. Без этих знаний нельзя было понять отношение различных частей тела друг к другу и патологическое развитие.

Китайская медицина обращается сначала к основным принципам, потом к технике, так как правила - окончательные выводы из основных положений. Ней Кинг объясняет: "Если хотят лечить болезнь, нужно сначала узнать причину". Это предписание - одно из основных положений дальневосточной медицины. Отсюда для постановки диагноза необходимо исследовать этиологию, которая предпологает не только социологию, но и терапевтические правила. Терапевтические правила китайской медицины крайне многосторонни и различны. Но самое важное состоит в том, чтобы подробности практики сопоставить с правилами и последовательно согласовать. Во времена Ней Кинга профилактика состояла в том: "заранее лечить, чтобы болезнь не прогрессировала". После династии Рани - профилактика прогрессировала в виде: телесные упражнения, духовное занятие, предупреждение болезни, тренировка против патогенного климатических энергий.

Современная китайская профилактика состоит, прежде всего, в том, чтобы развить понятие Ней Кинга: "Человек состоит в отношениях с небом и землей". Это значит, что для профилактики очень важно решить следующие проблемы: приспосабливание человека к естественным внешним процессам и духовная забота о человеке. Это приводит Нея Кинга к следующему выводу: "Если основная энергия человека сильная и уравновешенная, то патогенная биоклиматическая энергия его не может атаковать".

http://www.huato-club.ru/

Синдром Ян
Синдром Ин
Висока температура
Непоносимост на студ
Обилно изпотяване след натоварване
Изпотяване на фона на обща слабост
Изпотяване през деня
Изпотяване през нощта
Урина с тъмен цвят
Урина със светъл цвят
Запек
Разстройство
Повишен апетит
Отсъствие на апетит
Предпочитание към студена храна, а така също горчив вкус в устата
Предпочитание към топла и гореща храна, а така също и към употреба на солена храна
Главоболие с температура и треска
Главоболие с постоянен характер и световъртеж
Периодически болки в тялото, възникващи внезапно, силни, разпъващи
Постоянни болки в тялото, поносими, но досадни
Разпъващи болки в корема след приемане на храна
Болки в корема, които намаляват след приемане на храна
Горещи на пипане крайници
Студени крайници

 

Свойство
Центробежна сила ИН
Центростремителна сила ЯН
Тенденция
разширение
свиване
Функция
разсейване
разсредоточаване
разделяне
разпад
сливане
поглъщане
събиране
организация
Движение
пасивно
бавно
активно
бързо
Вибрация
висока честота
ниска честота
Посока
издигане
хоризонтала
слизане
вертикала
Разположение
външно
периферно
вътрешно
централно
Тегло
леко
тежко
Температура
студено
топло
Осветление
тъмно
ярко
Влажност
влажно
сухо
Плътност
по-малко плътно
по-плътно
Размер
голям
малък
Форма
разширена
крехка
стегната
твърда
Твърдост
по-меко
по-твърдо
Частици
електрон -
протон +
Химически елементи
азот, кислород, калий, фосфор, калций
водород, въглерод, натрий, арсен, магнезий
Околна среда
Земя-Вода-Въздух-Вибрации
Климат
горещ
умерен
Биология
растение
животно
Пол
женски
мъжки
Структура на органа
куха
разширена
компактна
плътна
Нервна система
периферна
централна
Характер
мек
негативен
отбраняващ се
активен
позитивен
агресивен
Работа
умствена
психическа
физическа
социална
Съзнание
универсално
лично
Ум обърнат:
към миналото
към бъдещето
Култура
по-духовна
по-материална
Измерение
пространство
време

 

Инь и Ян

В китайской натурфилософии центральное место уделялось таким понятиям как Инь и Ян, с помощью которых объяснялось происхождение Вселенной, и которые рассматривались как основополагающие составляющие всего сущего.

По древнекитайским представлениям, мир первоначально являл собой хаос, состоявший из мельчайших частиц - Ци. Эти частицы существовали в беспорядочном, разреженном состоянии, в виде бесформенного тумана. В дальнейшем произошел процесс размежевания Ци: легкие, светлые частицы поднялись вверх. Из легких, светлых частиц, получивших название Ян, образовалось Небо; из тяжелых, темных частиц, названных Инь, - Земля. Из взаимосвязи Инь и Ян рождаются пять первоэлементов, или стихий: вода, огонь, металл, дерево и земля.

Изначально иероглиф Ян, по-видимому, означал "свет солнца", а иероглиф Инь - "тень, темнота". Позднее Ян и Инь стали считаться космическими принципами, такими как мужское и женское, твердость и податливость, сухость и влага, солнце и луна, активность и пассивность, жару и холод, свет и темноту, и т. д. Взаимодействие этих двух первопричин порождает весь ситуативный и материальный мир Вселенной.

Перетекание Ян в Инь и наоборот, со всеми возможными вариациями иллюстрируют 64 гексаграммы "Книги Перемен": "Влияния Неба и Земли смешиваются, и изменения вещей порождается в изобилии. Мужское и женское связывается через семя и мириад вещей порождается." (Сборник комментаторских текстов "Десять Крыльев"). Принцип Ян дает начало вещам, а Инь - завершение.
Если по древнекитайским представлениям, Ян и Инь ассоциируются с антропоморфными отцом и матерью, то в позднейшей философии Инь и Ян стали лишенными половой принадлежности космическими силами.

С принципами Инь и Ян связано и такое понятие как Тай Цзы ("Великий Предел") - безличное праначало, существовавшее до появления материального мира. В "Разъяснениях диаграммы Великого Предела" Чжоу Дуньи говорится: "Великий Предел посредством движения порождает Ян, когда его активность достигает высшей точки, он успокаивается. Посредством спокойствия Великий Предел порождает Инь. Когда спокойствие достигает высшей точки, активность начинается вновь. Так движение и спокойствие чередуются друг в друге, рождая различие Инь и Ян и утверждая таким образом эти два начала".

Графическим выражением Тай Цзы и всеобъемлющей гармонии Ян и Инь, граница между которыми размыта, стал знаменитый символ.

В Китае существовала философская школа, основывающаяся на понятиях Инь и Ян. Согласно этой школе структура Космоса была пространственно-временной. Изображая времена года в этой модели, они помещали лето на юге, зиму на севере, весну на востоке, осень на западе. Смена дня и ночи представляла смену времен года в миниатюре. Пять первоэлементов также располагались в этой системе: Огонь - юг, Вода - север, Дерево - весна, Металл - осень, Земля - главный элемент - в центре. С помощью этой космологической теории, школа Инь-Ян в понятиях пространства и времени объясняла естественные феномены.

Инь и Ян - основа классического китайского мировоззрения, где все явления творят физические и метафизические силы, а сам мир - живая подвижная система, в которой главную роль играет не победа одной этих сил, гармония между ними.

http://www.astravel.ru/

„Ние сме трима: ти, аз и болестта. Чиято страна вземеш, тя ще победи.“-Авицена


8-Триграми



Последна промяна ( Петък, 18 Декември 2009 19:37 )