ДИЕТА ДЛЯ ВАТА-ДОШИ КОНСТИТУЦИИ
Рекомендации таблицы носят общий характер. Могут потребоваться индивидуальные поправки, учитывающие возможность аллергии, силу пищеварения, время года, степень превалирования доминирующей доши и текущее состояние организма.
...
Работа содержит глубокое исследование вплетенных гексаграмм. Рассмотрен общий методологический и медицинский смысл вплетенных гексаграмм. Схема, представляющая процесс обратного развития 64 гексаграмм системы Тай цзи. 4 группы и 16 основных подгрупп гексаграмма сгруппированы в общую ядерную структуру.
Символы шестидесяти четырех гексаграмм содержаться в «Каноне перемен» и благодаря своим особенностям используются далее в качестве универсальных графических моделей традиционной китайской науки, встречаясь в различных прикладных дисциплинах [1]. Рассматривая шестьдесят четыре гексаграммы И Цзин в аспекте графических моделей хронопунктурного воздействия на биологически активные точки (БАТ), возникает возможность построения многоуровневых моделей лечебного воздействия.
На основе четырех центральных линий/черт «коренных гексаграмм» (бэнь гуа) формируются «вплетенные гексаграммы» (ху гуа). При этом вторая, третья и четвертая линии/ черты составляют нижнюю триграмму, а третья, четвертая и пятая линии/черты образуют верхнюю триграмму вплетенной гексаграммы [6; 11; 12].
Вплетенные гексаграммы представляют собой особую категорию фигур – гуа, выявляющих внутреннюю основу и скрытую сущность шестидесяти четырех гексаграмм.
Ху гуа почти всегда является совершенно новой гексаграммой, имеющей собственное субстанциально-символическое содержание.
Исключение составляют две гексаграммы – Цянь «Творчество» и Кунь «Исполнение», когда ху гуа полностью совпадает с бэнь гуа [6].
Рассматривая процесс формирования отдельных вплетенных гексаграмм, следует отметить две гексаграммы № 63 Цзи цзи и № 64 Вэй Цзи. Построение ху гуа на основе центральных линий/черт данных гексаграмм обнаруживает интересную закономерность:
бэнь гуа № 63 Цзи цзи формирует ху гуа № 64 Вэй цзи, а бэнь гуа № 64 Вэй цзи – ху гуа № 63 Цзи цзи. Эти две гексаграммы преобразуются, как бы воспроизводя друг друга. При этом, если продолжать процесс последовательного построения ху гуа на основе четырех центральных линий/черт предшествующей гексаграммы, то формируется бесконечная последовательность взаимопревращения двух гексаграмм: бэнь гуа № 63 Цзи цзи – ху гуа № 64 Вэй цзи, бэнь гуа № 64 Вэй цзи – ху гуа № 63 Цзи цзи, бэнь гуа № 63 Цзи цзи – ху гуа № 64 Вэй цзи и т. д.
Во вплетенной гексаграмме следует выделять составляющие ее триграммы, которые именуются центральными триграммами, так как образуются на основе четырех центральных линий/черт коренной гексаграммы. В некоторых случаях потребуется учитывать параметры центральных триграмм, определяющие характер их взаимодействия с триграммами «тело» (ти) и «функция» (юн) коренной гексаграммы [8]. Фигура «тело» символически представляет структуру клеток и тканей, а фигура «функция» – функции органов и систем человеческого организма [2]. С точки зрения традиционной китайской медицины (ТКМ) вплетенные гексаграммы и центральные триграммы указывают на корни заболевания, скрытые под поверхностной симптоматикой. Ху гуа символически отражает каузальную этиологию заболевания, указывая на первоначальное повреждающее искривление гомеостаза организма, которое определяет уязвимость человека при воздействии патогенных факторов [12]. Концепцию последовательного формирования вплетенных гексаграмм также применяет M. Shima [12], интерпретируя ее особым образом в некоторой степени отличающимся от наших представлений об этом процессе «… если продолжать создавать новые «скрытые» гексаграммы из «ядерных» триграмм в пределах каждой предшествующей гексаграммы, то все они в конце концов станут либо Кунь, либо Цянь. Другими словами все они сворачиваются до инь или ян. Что предполагает, что корень всех болезней в дисбалансе инь и ян, которые в человеческом организме первично проявляются как ци и кровь». Наши исследования процесса последовательного формирования вплетенных гексаграмм показали, что шестьдесят четыре гексаграммы субстанциально – символически взаимосвязаны с четырьмя вплетенными гексаграммами № 1 Цянь («Творчество»), № 2 Кунь («Исполнение»), № 63 Цзи цзи («Уже конец») и № 64 Вэй цзи («Еще не конец»).
Дальнейшее формирование вплетенных гексаграмм на основе центральных триграмм данных гексаграмм осуществляется особым образом. При этом гексаграммы № 1 Цянь и № 2 Кунь не образуют новых фигур, в данном случае вплетенные гексаграммы полностью совпадают с коренными. Гексаграммы № 63 Цзи цзи и № 64 Вэй цзи формируют бесконечную последовательность, чередуясь, бесконечно воспроизводят друг друга. Таким образом, формируется бесконечный круг взаимопревращений гексаграмм № 63 Цзи цзи и № 64 Вэй цзи, составленных триграммами Кань и Ли. Процесс бесконечного циклического изменения гексаграмм № 63 Цзи цзи и № 64 Вэй цзи символически представляет собой концепцию «Великого предела».
«Великий предел», традиционно изображается в виде круга, разделенного волнообразной чертой, в котором имеются темная и светлая область, ян – светлая часть и инь – темная часть. В каждой из частей потенциально содержится противоположный принцип, представленный двумя точками – светлой и темной. Часть круга Тай цзи с белой точкой в черной области соответствует триграмме Кань, а триграмме Ли соответствует сектор круга с черной точкой в светлой области [5].
По нашему мнению, последовательное формирование вплетенных гексаграмм приводит к сворачиванию шестидесяти четырех гексаграмм до уровня восьми триграмм (ба гуа), четырех символов (сы сян), двух образов (лян и - инь и ян) и в конечном итоге приводит к «Великому пределу».
Данные положения, разработаны на основе, составленной ранее (Т. П. Чибисов, 2003), схемы. Указанная схема, графически представляет процесс обратного развития системы шестидесяти четырех гексаграмм до уровня «Великого предела» (Тай цзи) (см. рис.)
Рис. Схема последовательного формирования вплетенных гексаграмми процесса обратного развития системы шестидесяти четырех гексаграмм до «Великого предела» (Тай цзи)
Основой для построения данной схемы служит один из наиболее ранних вариантов изображения схемы «Великого предела» в виде точки с концентрически расширяющимися окружностями [1].
Гексаграммы имеют двойное числовое значение, в соответствии с порядками Фу Си и Вэнь Вана [1; 5; 6; 10]. Ближе к центру схемы – «Великому пределу», указаны номера гексаграмм в последовательности, приписываемой Фу Си. Именно круговое расположение гексаграмм в порядке Фу Си использовалось в качестве образца при расстановке шестидесяти четырех гексаграмм на внешней окружности и шестнадцати вплетенных гексаграмм на следующей к центру окружности. Окончательное положение гексаграмм соответствует авторскому взгляду на процесс сворачивания схемы шестидесяти четырех гексаграмм. В современном расположении гексаграмм канонической части И цзин используется порядок Вэнь Вана, учитывая это, в тексте настоящей статьи гексаграммы пронумерованы соответственно последовательности Вэнь Вана.
Следующее направление в исследовании последовательного процесса формирования вплетенных гексаграмм заключается в установлении и идентификации ядра гексаграмм. Внутреннее субстанциально символическое ядро шестидесяти четырех гексаграмм представлено четырьмя центральными линиями/чертами, наложенными друг на друга. Mondo Secter (1993), предлагает четыре модели для идентификации шестнадцати вплетенных гексаграмм [11].
При рассмотрении четырех центральных линий/черт шестидесяти четырех гексаграмм, мне удалось установить шестнадцать фигур (тетраграмм). Шестнадцать фигур представляют все возможные варианты комбинаций из четырех линий/черт, представленных непрерывной – янской и прерывистой – (иньской) линиями/чертами.
Таким образом, выделяются шестнадцать тетраграмм, являющихся субстанциально – символическим ядром шестидесяти четырех гексаграмм. Шестнадцать тетраграмм являются составной частью системы восьмидесяти одной тетраграммы «Канона Великой Тайны» (Тай сюань цзин) [3].
Тетраграммы Ян Сюна представляют собой фигуры, состоящие из трех типов линий/черт – прерывистой, непрерывной и дважды прерванной. При этом шестнадцать тетраграмм составлены при помощи всего двух типов линий/черт – прерывистой и непрерывной. Данные тетраграммы, использовались далее для идентификации ядра шестидесяти четырех гексаграмм. На основе общего строения ядра определены шестнадцать главных подгрупп гексаграмм.
Подгруппа № 1 Чжун («Центр») состоит из гексаграмм № 1 Цянь («Творчество»), № 28 Да го («Переразвитие великого»), № 43 Гуай («Выход») и № 44 Гоу («Переченье»).
Подгруппа № 2 Чжоу («Окружение») включает в себя гексаграммы № 13 Тун жэнь («Родня»), № 31 Сянь («Взаимодействие»), № 33 Дунь («Бегство») и № 49 («Смена»). Подгруппа № 4 Сянь («Преграда») - гексаграммы № 6 Сун («Тяжба»), № 10 Люй («Наступление»), № 47 Кунь («Истощение») и № 58 Дуй («Радость»).
Подгруппа № 5 Шао («Наименьший») - гексаграммы № 12 Пи («Упадок»), № 17 Суй («Последование»), № 25 У ван («Беспорочность») и № 45 Цуй («Воссоединение»).
Подгруппа № 41 Ин («Соответствие»), состоящая из гексаграмм № 2 Кунь («Исполнение»), № 23 Бо («Разорение»), № 24 Фу («Возврат») и № 27 И («Питание»).
При сопоставлении вплетенных гексаграмм «второго порядка» с ядром коренных гексаграмм обнаруживается следующая закономерность: третья и четвертая линии/черты коренных гексаграмм формируют ядро вплетенных гексаграмм «первого порядка», на основе четырех линий/черт которого формируются вплетенные гексаграммы «второго порядка».
Таким образом, ху гуа «второго порядка» образуются третьей и четвертой линиями/чертами коренных гексаграмм.
Кроме того, третьи и четвертые линии/черты шестидесяти четырех гексаграмм, наложенные друг на друга представляют собой четыре символа (сы сян). На основе общего субстанциально – символического содержания третьей и четвертой линий/черт выделяются четыре группы гексаграмм: тай ян, шао инь, шао ян и тай инь.
Группа тай ян - гексаграммы № 1 Цянь («Творчество»), № 13 Тун жэнь («Родня»), № 14 Да ю («Обладание великим»), № 28 Да го («Переразвитие великого»), № 30 Ли («Сияние»), № 31 Сянь («Взаимодействие»), № 32 Хэн («Постоянство»), № 33 Дунь («Бегство»), № 34 Да чжуан («Мощь великого»), № 43 Гуай («Выход»), № 44 Гоу («Переченье»), № 49 Гэ («Смена»), № 50 Дин («Жертвенник»), № 55 Фэн («Изобилие»), № 56 Люй («Странствие») и № 62 Сяо го («Переразвитие малого»).
В результате проведенного исследования текста «классического Канона перемен» и «Медицинского И цзин» [6; 10; 11; 12] установлены общие и характерные свойства гексаграмм четырех групп [4; 7] и шестнадцати главных подгрупп [7]. Учитывая наличие общих свойств гексаграмм, разработаны оптимизированные модели хронопунктурного воздействия на биологически активные точки [7]. Следует иметь в виду, что гексаграммы И цзин, рассматриваемые как модели лечебного воздействия на организм человека, представляют собой точные, строго дифференцированные и универсальные схемы. Однако при практической реализации данных моделей необходимо в обязательном порядке учитывать все особенности и клинические показания к выбранному методу лечебного воздействия.
Материалы исследования вплетенных гексаграмм, в адаптированном для врачей рефлексотерапевтов варианте, докладывались на семинаре Школы традиционной китайской медицины «Медицина Перемен» Мастера ТКМ А. И. Фалева [9]. Там же впервые продемонстрирована, составленная мной, «Схема последовательного формирования вплетенных гексаграмм и процесса обратного развития системы шестидесяти четырех гексаграмм до «Великого предела» (Тай цзи)».
Далее схема была модифицирована и в настоящий момент представляет собой многоуровневые хронотопобиологические модели лечебного воздействия на организм человека [7], включающие в себя элементы двух канонических систем И цзин и Тай Сюан Цзин.
Разработаны две базы данных: диагностическая «База данных модифицированных параметров анатомо-физиологических и морфо функциональных параметров человеческого организма» и лечебно – диагностическая «База данных оптимизированных моделей хронопунктурного воздействия на биологически активные точки 12 основных меридианов».
Литература.
1. Кобзев А. И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. – М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература». 1993. – 432 с.
2. Резников К. М. / Двухкомпонентная модель процессов восстановления структуры и функции при патологии // Прикладные информационные аспекты медицины: научно-практический журнал. – Воронеж ВГМА им. Н. Н. Бурденко, 2005. – Т. 8, № 1-2. С. 3-7.
3. Уолтерс Дерек. «Книга Великой Тайны»: забытое дополнение к «Книге перемен». Пер. с англ. под ред. А. Костенко. – К.: «София». М.: ИД «Гелиос», 2002. – 224 с.
4. Фалев А. И., Чибисов Т. П. / База данных модифицированных параметров анатомо-физиологических и морфо-функциональных параметров человеческого организма // № 2004620206 /зарегистрировано в Реестре баз данных 20 августа 2004 г.
5. Чень Чжао. Хэ Сун и ло дянь нао чжэнь цзю сюе (Применение Хэ Суном принципа «Перемен» и ЭВМ в чжэнь цзю терапии). Тайбэй, 1982. – 187 с.
6. Чжоу Цзинхуа. Дао И – Цзина. Пер. с англ. – К: «София», Ltd. 1996. – 368 с.
7. Чибисов Т. П. / База данных оптимизированных моделей хронопунктурного воздействия на биологически активные точки 12 основных меридианов // № 2004620262 / Зарегистрировано в Реестре баз данных 10 ноября 2004 г.
8. Чибисов Т. П. / Хронологические периоды воздействия на биологически активные точки (БАТ) // Прикладные информационные аспекты медицины: научно-практический журнал. – Воронеж ВГМА им. Н. Н. Бурденко, 2005. – Т. 8, № 1-2. С. 125 - 133.
9. Чибисов Т. П. Семинар Школы традиционной китайской медицины Мастера ТКМ А. И. Фалева «Медицина Перемен» / Методология «Канона перемен» в традиционной китайской чжэнь – цзю терапии. М., 2004.
10. Шуцкий Ю. К. Китайская классическая л«Книга перемен»: 2-е изд., испр. И доп. Под редакцией А. И. Кобзева. Составление, статьи, био- и библиография А. И. Кобзева, предисл. к 1-му изд. Н. И. Конролда, статьи В. А. Алексеева, примеч. А. И. Кобзева и Н. И. Конролда. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. – 606 с.: ил.
11. Mondo Secter. I Ching clarified. Published by the Charles E. Tuttle Company, Inc. Boston, Massachusetts, 1993. – 172 p.
12. Miki Shima. The medical I Ching: Oracle of the Healer Within. Published by: Blue Poppy Press. A Division of Blue Poppy Enterprises, Inc. Doulder, CO, 2004. – 224 p
http://www.vsma.ac.ru/publ/
Още...
Триграммы: название (китайское и перевод на русский), графика, образ, свойство, семейная символика.
Квадратно-круговое расположение триграмм по Фуси.
Квадратно-круговое расположение триграмм по Вэнь-вану.
Дуй разрешение
Озеро радостность младшая дочь
Цянь творчество
Небо крепость отец
Сунь утончение
Дерево(Ветер) проникновенность старшая дочь
Ли сцепление
Огонь ясность средняя дочь
Кань погружение
Вода опасность средний сын
Чжэнь возбуждение
Гром подвижность старший сын
Кунь исполнение
Земля самоотдача мать
Гэнь пребывание
Гора незыблемость младший сын
Сунь утончение
Дерево(Ветер) проникновенность старшая дочь
Ли сцепление
Огонь ясность средняя дочь
Кунь исполнение
Земля самоотдача мать
Чжэнь возбуждение
Гром подвижность старший сын
Дуй разрешение
Озеро радостность младшая дочь
Гэнь пребывание
Гора незыблемость младший сын
Кань погружение
Вода опасность средний сын
Цянь творчество
Небо крепость отец
Ба гуа - "восемь образов" - восемь триграмм.
Благородный муж - см. цзюнь-цзы.
Великий Предел - см. Тай Цзи.
Верхняя (внещняя) триграмма - триграмма, образованная 4-ой, 5-ой и 6-ой (верхней) чертами гексаграммы; движущая триграмма.
Верхняя ядерная триграмма - триграмма, образованная 3-ей, 4-ой и 5-ой чертами гексаграммы.
Вэнь - "Письменность/Культура" (культурность, цивилизованность, цивильный, гражданский, гуманитарный, просвещение, образование, литература, изящная словесность, стиль, украшенность) - одна из центральных и наиболее специфичных категорий китайской философской, эстетической и литературной мысли. Этимологическое значение - "татуировка, узор, орнамент". Терминологическую оппозицию вэнь составляют, с одной стороны, чжи - "природная (стихийная, материальная) основа", как состояние, еще не достигшее упорядоченности, с другой стороны - у - "военное начало", "воинственность", как разрушающее существующий порядок. В самом широком смысле вэнь означает всякую выявленную (осмысленную) упорядоченность. По Конфуцию, гармоническое сочетание вэнь и чжи - признак цзюнь цзы. В И чжуань вэнь понимается онтологически как "Вэнь Неба", "Вэнь Земли" и "Вэнь человека"; в Си цы чжуань вэнь определяется как проявляющаяся в сян-символах "взаимосвязь вещей". Вэнь соотносится с Дао (по Чжу Си, 12 в. н.э., вэнь - эманация Дао) и ли - "принципами" всех вещей (по Ван Янмину, конец 15 - начало 16 вв. н.э., вэнь - это "доступное наблюдению проявление ли").
Вэнь-ван (1231-1135 гг. до н.э.) - "Царь Просвещенный" - основатель династии Чжоу. Создал гексаграммы "удвоением" триграмм. С именем Вэнь-вана традиция связывает один из двух главных вариантов последовательности триграмм и последовательность гексаграмм, фиксированную в И цзине.
Вэнь янь чжуань - "Комментарий к изящным речениям" - один из трактатов И чжуань.
Гексаграмма (гуа) - набор шести черт, каждая из которых может быть целой (ян) или прерванной (инь). Гексаграмма разбивается на две триграммы - нижнюю и верхнюю.
Гуа - см. триграмма и гексаграмма.
Дао - "Путь". Также переводы: подход, график, функция, метод, закономерность, принцип, класс, учение, теория, правда, мораль, абсолют, норма. Одна из фундаментальных категорий китайской философии. Позже термином Дао передавались буддийские понятия "марга" и "патха", выражающие идею пути, а также "бодхи" ("просветление", "пробуждение"). Эквивалентами Дао часто признаются Логос и Брахман. С Дао тесно связана категория Дэ - "благодать/добродетель". В современном языке бином даодэ означает мораль, нравственность. В различных философских системах Дао определялось по-разному, что дало повод Хань Юю (8-9 вв. н.э.) назвать его, как и Дэ, "пустой позицией", не имеющей точно фиксированного смысла.
Дао Дэ цзин - "Книга о Дао и Дэ", созданная основоположником даосизма Лао-цзы (6 в. до н.э.).
Девятка - см. ян.
Дуй - операция инверсии гексаграммы: каждая черта гексаграммы меняется на противоположную: ян-инь и инь-ян.
Дэ - "Добродетель", "благодать". Также: качество, дарование, моральная сила, закономерность. Одна из фундаментальных категорий китайской философии. Манифестация Дао. Иногда отождествляется с кармой, mana и virtus. Использовалась для передачи буддийского понятия "гуна". В самом общем смысле означает основное качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи, т.е. индивидуальной "благодати".
Женская триграмма - см. иньская триграмма.
Земля - элемент космической триады Небо-Человек-Земля. Символизируется триграммой Кунь.
Инь - темное, слабое, мягкое, четное, женское начало. В "Книге Перемен" соответствует цифре 6 - шестерке, которая, выпадая при гадании по тысячелистнику, означает черту инь.
Инь (династия) - см. Шан-Инь.
Иньская триграмма - триграмма, в которй нечетное число черт инь (четное число черт ян) : 3(0) черты - Кунь, 1(2) черта - Сунь, Ли, Дуй. Называется также женской триграммой, поскольку в семейной символике И цзина Кунь - это Мать (старшая иньская триграмма), а Сунь, Ли, Дуй - дочери (младшие иньские триграмммы).
И цзин - "Книга (Канон) Перемен" - каноническая часть Чжоу И. Состоит из графических изображений гексаграмм, названий гексаграмм и афоризмов к каждой гексаграмме и каждой черте гексаграммы.
И чжуань - "Комментарий к Переменам" - комментирующая часть Чжоу И. См. Ши И.
Кун-цзы гуа сян чжуань - "Комментарий Конфуция к Образам в гексаграммах" - один из трактатов И чжуань.
Кун-цзы туань чжуань - "Комментарий Конфуция к символам" - один из трактатов И чжуань.
Кун-цзы яо сян чжуань - "Комментарий Конфуция к символам черт" - один из трактатов И чжуань.
Лао-цзы (6-5? вв. до н.э.) - "Престарелый мудрец", "Престарелый младенец" - великий философ, основоположник даосизма, автор Да Дэ цзин. Другие его имена - Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы(?). Жил в царстве Чу, служил хранителем библиотеки царства Чжоу, где встречался с Конфуцием. Разочаровавшись в возможности осуществления своего учения в Китае, предпринял путешествие на запад. На пограничной заставе по просьбе ее начальника Инь Си (Гуань Инь-цзы) Лао-цзы написал книгу в 5 тысяч иероглифов - Дао Дэ цзин, в которой изложил свое учение. Больше о нем никто не слышал.
Ло шу - см. Хэ ту и Ло шу.
Лунь Юй - "Суждения и беседы" - сборник высказываний Конфуция, составленный его учениками.
Мавандуйский текст - текст Чжоу И, обнаруженный в 1973 г. при археологических раскопках в Мавандуе. Датируется 180-170 гг. до н.э. Отличается от стандартного текста названиями 34-х гексаграмм, составом и компоновкой комментариев И чжуань. Последовательность гексаграмм также отличается от стандартной, имеет строгую закономерность и типологически схожа с последовательностью Фуси. Соответствующая часть мавандуйского Чжоу И представляет собой манускрипт на шелковой ткани, разделенный вертикальными линиями на 93 столбца, число иероглифов в которых колеблется от 64 до 81.
Младшая триграмма - все триграммы, кроме Цянь и Кунь. В семейной символике И цзина младшим триграмма соответствуют дети: дочери - Сунь, Ли, Дуй, и сыновья - Чжэнь, Кань, Гэнь.
Муе - город, находившийся на территории современного уезда Цисянь провинции Хэнань. В битве при Муе в первую луну в день цзя цзыУ-ван одержал победу над последним императором династии Шан-ИньЧжоу-синем.
Мужская триграмма - см. янская триграмма.
Небо - элемент космической триады Небо-Человек-Земля. Символизируется триграммой Цянь.
Несимметричная гексаграмма - см. симметричная гексаграмма.
Несимметричная триграмма - см. симметричная триграмма.
Нижняя (внутренняя) триграмма - триграмма, образованная 1-ой (нижней), 2-ой и 3-ей чертами гексаграммы; движимая триграмма.
Нижняя ядерная триграмма - триграмма, образованная 2-ой, 3-ей и 4-ой чертами гексаграммы.
Пара гексаграмм - гексаграммы в И-цзине образуют пары: гексаграмма с нечетным номером и следующая за ней гексаграмма с четным номером. Как правило, гексаграммы одной пары получаются одна из другой операцией фань - переворотом, или прочтением черт гексаграммы не как обычно, снизу вверх, а в обратном порядке - сверху вниз. Однако, в том случае, когда операция фань не меняет гексаграмму, применяется другая операция дуй - инверсия всех черт гексаграммы: инь - ян, ян - инь.
Позиция черты (черта) - позиции, которые занимают черты в гексаграмме, нумеруются снизу вверх: 1 (нижняя, начальная), 2, 3, 4, 5, 6 (верхняя, конечная).
Симметричная гексаграмма - гексаграмма симметричная относительно своей середины (линии, разделя.щей третью и четвертую позиции). Не изменяется при фань-перевороте. В симметричной гексаграмме имеется совпадение черт 1=6, 2=5, 3=4. Симметричная гексаграмма, фактически, задается одной своей триграммой (верхней или нижней). Имеется 8 симметричных гексаграмм: #1 Цянь, #2 Кунь, #27 И, #28 Да го, #29 (Си) Кань, #30 Ли, #61 Чжун фу, #62 Сяо го. Остальные 56 гексаграмм - несимметричные.
Симметричная триграмма - триграмма симметричная относительно своей средней черты. Не изменяется при фань-перевороте. В симметричной триграмме нижняя и верхняя черты совпадают. Имеется 4 симметричных триграммы: Цянь, Кунь, Ли, Кань. Остальные 4 триграммы несимметричные: Чжэнь, Гэнь, Дуй, Сунь.
Старшая триграмма - триграммы Цянь и Кунь, которым в семейной символике И цзина соответствуют Отец и Мать.
Сицы чжуань - "Прилагаемые суждения" - один из трактатов И чжуань.
Сыма Цянь, Сыма Цзычжан (145 г. до н.э. - ?) - историк, литератор, мыслитель. Сын Сыма Таня, тайшилина (главного историографа и астролога) при дворе У-ди, императора династии Западная Хань (140-87 гг. до н.э.). В 108 г. до н.э., через три года после смерти отца, унаследовал его пост. В 99 г. до н.э. вступился за военачальника Ли Лина, потерпевшего поражение от сюнну (гуннов) и сдавшегося в плен, навлек на себя гнев императора, заключен в тюрьму и подвергнут оскоплению. Руководил работой по усовершенствованию календаря, результатом которой стал Тай чу ли - "Календарь [в период правления под девизом] Тай чу", обнародованный в 104 г. до н.э. Автор Ши цзи - "Исторических записок", материалы для которых начал собирать еще его отец, и которые были завершены в 92 г. до н.э.
Сюй гуа чжуань - "Комментарий к последовательности гексаграмм" - один из трактатов И чжуань.
Тай цзи - "Великий Предел" - категория китайской философии, выражающая идею предельного состояния бытия. Антонимичная категория - У цзи - "Отсутствие предела", "Беспредельное" или "Предел отсутствия/небытия". Иероглиф цзи-предел охватывает два смысла: "край" ("оконечность, полюс, конец крыши") и "центр". В Си цы чжуань сказано, что "перемены (И) имеют Тай цзи", из которого путем последовательного удвоения рождаются сначала "два образца" - инь и ян, а затем все сущее. Трактуется как синоним Тай чу - "Великое начало", Тай и - "Великое единое" и Дао - "Путь". Обозначает исходно-целостное, хаотически-недифференцированное состояние мирообразующей ци - "пневмы", и в то же время как конец пракосмического единства, начало космогенеза и его причину.
Тао Юань-мин, Тао Цянь (365-427 гг. н.э.) - второй по времени (после Цюй Юаня) в ряду великих китайских поэтов. Жил во времена династии Восточная Цзинь. Поступил на службу в 393 г.; служба его тяготила и он не раз порывал с нею. В сорок один год расстался с последней своей должностью начальника уезда Пэнцзэ, на которой пробыл немногим более 80 дней, после чего "возвратился к полям и садам" и умер в крестьянской бедности.
Триграмма (гуа) - набор трех черт (нижней, средней или центральной, и верхней), каждая из которых может быть целой (ян) или прерванной (инь). Всего имеется восемь триграмм - ба гуа. Две триграммы (нижняя и верхняя) образуют гексаграмму. Триграммы делятся на симметричные и несимметричные, старшие и младшие, янские (мужские) и иньские (женские) и т.п.
У-ван (1169-1116 гг. до н.э.) - "Царь воинственный" - сын Вэнь-вана, император династии Чжоу. Одержал победу над последним императором династии Шан-ИньЧжоу-синем в битве при Муе в первую луну в день цзя цзы.
У син - "Пять элементов" ("пять стихий", правильнее - "пять действий", "пять фаз" или "пять рядов"). Одна из основополагающих категорий китайской философии, обозначающая универсальную классификационную схему, согласно которой все основные параметры мироздания - пространственно-временные и двигательно-эволюционные - имеют пятичленную структуру. "Пять элементов" - не первосубстанции космоса, а символы, или первые и главные члены пяти рядов-классов, на которые разделяются все предметы и явления мира, как вещественные, так и невещественные. Каждый из этих рядов дает характеристику некоего состояния в процессуальной связи с другими рядами-состояниями, которые связаны с "элементами" не субстанциально, как "первоэлементы" древнегреческой философии, а функционально. В генетическом смысле У син также не первичны, поскольку их появлению предшествуют по крайней мере два этапа - Хунь Дунь - изначального "Хаоса" или Тай Цзи - "Великого Предела" и дуализированности космоса силами иньян. Возглавляя обширный набор всевозможных пятичленных множеств (пять сторон света, пять времен года, пять чисел, пять благодатей, пять пневм, пять цветов, пять вкусов и т.п.), У син образуют сложную мироописательную систему. На рисунке внизу обозначены важнейшие порядки "пяти элементов" - "взаимопорождение" (синии сплошные стрелки) и "взаимопреодоление" (красные прерывистые стрелки):
Фань - операция "переворота" гексаграммы. Соответствие черт фань-гексаграммы и исходной гексаграммы: 1-6, 2-5, 3-4, 4-3, 5-2, 6-1.
Фуси - Паоси, Баоси - родоначальник китайской цивилизации. Возможно, первопредок восточнокитайских племен. Почитался как основоположник искусства охоты, рыболовства, кулинарии, создатель триграмм, первых гуслей, орудий лова, института брака; по некоторым версиям, изобрел иероглифическую письменность взамен узелкового письма. По традиции правил в 2852-2737 гг. до н.э. С именем Фуси традиция связывает один из двух главных вариантов последовательности триграмм и гексаграмм.
Хуан-ди - "Желтый император", "Желтый предок" - один из родоначальников китайской нации. Изобретатель топора, ступы, лука и стрел, одежды и обуви, литейного дела, колесницы и лодки, музыкальных инструментов (его сподвижники изобрели письмо и календарь); основоположник даосизма наряду с Лао-цзы. По традиции правил в 2698-2598 гг. до н.э.
Ху гуа - операция преобразования исходной гексаграммы в ее ядерную гексаграмму.
Хэ ту и Ло шу - "План (чертеж) из реки Хэ", "План (чертеж) [из Желтой] реки" и "Письмена из реки Ло". Графические выражения математических структур: магического креста (Хэ ту) и магического квадрата (Ло шу). Считались базовым источником графических структур Чжоу И - ба гуа - "восьми триграмм". Соотносятся также с У син - "пятью элементами". В Си цы чжуаниХэ ту и Ло шу определяются как "образцы для совершенномудрых (шэн) людей". Существует легенда о том, как Фуси увидел Хэ ту на боках "дракона-лошади", появившегося из реки Хуанхэ, а Ло шу - на панцире чудесной черепахи из реки Лошуй и вдохновился этими знаками на создание восьми триграмм. По другой версии, Фуси создал восемь триграмм на основе Хэ ту, а основатель первой китайской династии Ся великий Юй (23 в. до н.э.) использовал письмена на панцире черепахи из реки Ло, сформулировав цзю чоу - "девять разделов", изложенных в главе Хун фань - "Великий план" ("Великий закон", "Величественный образец") "Книги Истории" (Шу цзин).
Хэ ту
Ло шу
древнее изображение
современное изображение
древнее изображение
современное изображение
7 2
8 3
5 10
4 9
1 6
4
9
2
3
5
7
8
1
6
Цза гуа чжуань - "Комментарий к гексаграммам в спутанном порядке" - один из трактатов И чжуань.
Цзюнь-цзы - "благородный муж", "совершенный муж"; исходное значение - "дитя правителя". Синонимы - да жэнь - "великий человек", жэнь жэнь - "гуманный человек". Норматив конфуцианской личности, впервые представленный в Лунь юе, носитель совокупности конфуцианских добродетелей. Противопоставляется сяо жэнь - "ничтожному человеку", "маленькому человеку". В иерархии человеческих существ цзюнь цзы стоит ниже шэн - "совершенномудрого", но также своим Дэ - "благодатью/добродетелью" - способен воздействовать на "маленьких людей", как ветер - на траву. Его важнейшее качество - бу ци - "неорудийность", т.е., с одной стороны, духовно-нравственная и поведенческая автономия, с другой - приверженность Дао-пути, а не ци - предметным реалиям. Наделенный знанием мин - "предопределения", цзюнь цзы стоически держится своего пути, предполагающего активную деятельность при торжестве Дао в Поднебесной, и "сокрытость", удаление от дел - при отсутствии Дао.
Цзя цзы - полный 60-летний или 60-дневный цикл; первый год или день этого цикла. Цзя - 1-ый циклический знак десятеричного цикла гань "небесных стволов" (янское Дерево). Цзы - 1-ый циклический знак 12-ричного цикла чжи "земных ветвей" (животное - мышь; время от 23 ч. до 1 ч. ночи). В первую луну в день цзя цзы состоялась битва при Муе, во время которой У-ван одержал победу над последним императором династии Шан-ИньЧжоу-синем.
Цюй Юань, Цюй Пин (340-278 гг. до н.э.) - первый известный нам по имени великий китайский поэт. Родом из царства Чу, Цюй Юань жил в эпоху Чжаньго - "Сражающихся царств". Ему суждено было пережить печальный период падения династии и господства бездарности на престоле Чуского государства. Сыма Цянь (145-? гг. до н.э.,историк, литератор, мыслитель) писал в Ши цзин - "Исторических записках": "Цюй Юань писал стихи, с помощью которых надеялся исправить зло." До нас дошли его произведения "Скорбь изнанника", "Вопросы к Небу", "Призывание души" и др. Поэт пережил одиночество, непонимание и изгнание. Жизнь Цюй Юаня закончилась трагически. Согласно Сыма Цяню, его последнее произведение - ода "С камнем в объятиях". Написав это стихотворение, Цюй Юань обнял камень и бросился в воды реки Сяншуй (Мило).
Черта - черта гексаграммы или триграммы. Есть два вида черт: сплошная черта ян и прерванная посередине черта инь. См. позиция черты.
Чжоу (династия) - китайская династия 1122-246 гг. до н.э.
Чжоу Гун (XI в. до н.э.) - Цзи Дань - сын Вэнь-вана, младший брат У-вана. Государственный деятель, мыслитель. На следующий год после падения династии Шань-Инь и воцарения династии Чжоу стал в результате кончины У-вана регентом при малолетнем племяннике Чэн-ване. Сочинил гимн У-вану. В итоге похода на восток подавил мятеж трех своих братьев - Гуаня, Цая и Хо. Ему приписывается составление Да гао - "Великого воззвания" - обращения к бывшим подданным династии Шан-Инь, вошедшего в текст Шу цзина - "Книги Истории"; введение системы феодальных уделов во главе с наместниками-чжухоу из членов правящей фамилии и основание восточной столицы - Лои (совр. Лоян провинции Хэнань). Традиция также ставит ему в заслугу реформу Иньского ритуала - "установление правил благопристойности и введение [ритуальной] музыки (отсутствовавшие у чдоусцев, уступавших иньцам в культурном развитии), создание основ регулярной администрации и совершенствование законодательства, учреждение единого культа Неба-Тянь, формулирование принципов цзин дэ бао минь - "почитания добродетели и защиты народа", мин дэ шань фа - "уяснения добродетели и осторожного отношения к наказаниям". Причисляется уонфуцианской традицией к шэн - "совершенномудрым" правителям древности. Не случайно, Конфуций настолько высоко ценил Чжоу-гуна, что однажды воскликнул: "О как я ослабел: я уже давно не вижу во сне Чжоу-гуна!" (Лунь юй, 7.5).
Чжоу И - "Книга Перемен", состоящая из канонической части - И цзин, и комментирующей части - И чжуань. Каждый из двух иероглифов, образующих название Чжоу И, может быть двояко. Тем самым возможны четыре перевода названия:
"[Канон] перемен [эпохи] Чжоу"
"Легкий [канон эпохи] Чжоу"
"Всеохватно-круговые перемены"
"Всеохватно-круговой легкий [канон]"
Современная наука относит создание "Книги Перемен" к трем временам:
конец 2 - начало 1 тысячелетия до н.э. - 64 гексаграммы (гуа);
VIII-VII вв. до. н.э.- И цзин (афоризмы при гексаграммах);
VI-IV ии. до н.э. - И чжуань, комментирующая часть.
Традиционная "наука об И цзине" - и сюэ - считает, что дошедший до нас текст - Чжоу И - является третьим в ряду аналогичных текстов (или систем гаданий):
Лянь шань - "Смыкающиеся горы" - создан мифическим правителем древности Фуси (правил в 2852-2737 гг. до н.э.);
Гуй цзан - "Возвращение в сокровищницу" - создан "желтым императором", "основателем" китайской цивилизации Хуан-ди (правил в 2698-2598 гг. до н.э.);
Чжоу И - "Чжоуские Перемены" или "Всеохватно-круговые Перемены"- создан основателем династии Чжоу Вэнь-ваном (1231-1135 гг. до н.э.).
Происхождение канонической части Чжоу И, т.е. И цзина, связано с двумя важнейшими видами гадательной практики - на панцирях черепах и костях крупного рогатого скота - бу (образовывание геометрических символов) и на стеблях тысячелистника - ши (различные числовые комбинации). Древнейшие мантические приемы преобразованы в Чжоу И в нумерологическую систему математикоподобных операций с числами и геометрическими фигурами, задача которой - "разделять по родам свойства всей тьмы вещей" (Си цы чжуань).
В приписываемой Конфуцию, но реально сложившейся, видимо, в 5-4 вв. до н.э. комментирующей части Чжоу И, т.е. И чжуани, эта система трактуется как учение о замкнутой, состоящей из 64 основных ситуаций структуре постоянно и циклически изменяющегося мира. Формализованный характер операций с гексаграммами и их компонентами позволил Чжоу И обрести общеметодологический статус, функционально аналогичный тому, который в Европе принадлежал "Органону" Аристотеля.
В эпоху Хань потенциал схем гуа был реализован в максимальном увеличении их онтологических референтов и координации со всеми другими аналогичными схемами - у син - "пятью элементами", циклическими и зодиакальными знаками (см. цзя цзы), магическими числовыми фигурами Хэ ту и Ло шу.
На рубеже нашей эры в сочинениях И линь - "Лес перемен" Цзяо Яньшоу (1 в. до н.э.) или Цуй Чжуаня (1-2 вв.) и Тай сюань цзин - "Канон Великого сокровенного" Ян Сюна (1в. до н.э. - 1 в. н.э.) были предприняты попытки усложнить нумерологию Чжоу И или заменить ее альтернативной системой. Однако они не получили общего признания, и Чжоу И сохранил свое центральное методологическое и мировоззренческое значение как для конфуцианства, так и для даосизма, окончательно утвердившееся в период правления династии Сун (10-13 вв.), когда сформировалось неоконфуцианство.
Чжоу-синь (-1066 гг. до н.э.) - последний император династии Шан-Инь, тиран. Потерпел поражение от У-вана в битве при Муе и был убит в первыую луну в день цзя цзы на террасе Лутай в Иньской столице.
Чжуан-цзы, Чжуан Чжоу (4-3 вв. до н.э.) - великий китайский философ, один из основоположников даосизма, автор книги "Чжуан-цзы". Родом из царства Сун.
Шань хай цзин - "Книга [Каталог, Канон] гор и морей" - анонимный древнекитайский памятник. Современная наука считает, что в законченном виде он был создан в конце III - начале II-го в. до н.э., хотя отдельные разделы, по мнению, в частности, Юань Кэ, были написаны уже в VIII-VII вв. до н.э. По традиции, Шань хай цзин был выгравирован на священных сосудах Бои - помощником "совершенномудрого" полумифического правителя древности Юя (XXIII-XXII в. до н.э.). Состоит из 18 цзюаней - "свитков", объединенных в два раздела: Шань цзин - "Канон гор" или У цзан цзин - "Канон Пяти сокровенных [гор]" (5 цзюаней) и Хай цзин - "Канон морей" (13 цзюаней). Содержит сведения по описательной географии, ландшафтоведению, зоогеографии, ботанической географии, минералогии, этнографической географии, космологии, медицине, а также мифологии и верованиям. Для "Канона морей" характерны многочисленные генеалогии, отражающие тенденцию к созданию общекитайского пантеона богов и предков. Существует мнение, что в Шань хай цзине зашифрована карта звездного неба и система календарного счисления. Высказываются также предположения, что географические описания Шань хай цзина относятся не только к Китаю, но и к другим районам мира (например, Южной Америке).
Шан-Инь (династия) - китайская династия 1766-1122 гг. до н.э.: первоначально называлась Шан, а в 1401 г. до н.э. переменила свое название на Инь.
Шестерка - см. инь.
Ши И - "Десять крыльев" - комментирующая часть Чжоу И. Состоит из 7 трактатов, три из которых имеют по два раздела. См. И чжуань.
Ши цзи - "Исторические записки", "Записки историографа", "Записки историка". Сочинение историографа Сыма Цяня, первое в китае историко-биографическое произведение. Памятник включает 130 глав и состоит из 526500 иероглифов. Ши цзи охватывает период от полуреальной, полумифической древности - эпохи правления легендарного Хуан-ди (3-е тысячелетие до н.э.) до ханьского У-ди (140-87 гг. до н.э.) и представляет собой описание исторических событий и реалий в области политики, экономики и культуры.
Ши цзин - "Книга песен", "Канон стихов". Самое раннее поэтическое собрание китайской древности. Состоит из 305 произведений, разделенных на три части:
Го фэн - "Нравы царств" - 165 народных песен 15 царств эпохи Чжоу;
Я - "Оды" - 105 "песен", сложенных при дворе государей Чжоу; подразделяется на:
Да я - "Большие Оды" - 31 "песня",
Сяо я - "Малые Оды" - 74 "песен" (и еще 6 "мелодий для шэна" - губного музыкального инструмента, т.е. песен без слов, имеющих только название);
Сун - "Гимны" - 40 произведений, подразделяется на:
Чжоу сун - "Гимны [дома] Чжоу",
Лу сун - "Гимны [князей] Лу,
Шан сун - "Гимны [дома] Шан".
"Песни" Ши цзин собирались специальными чиновниками двора чжоуского вана - синжэнь - "путники", или цюжэнь - "глашатаи", а также представлялись ко двору сановниками разных рангов. Они служили своего рода информацией с мест "о нравах народа" для принятия политических решений, совершенствования церемониальных установлений и ритуальной музыки. Самые ранние произведения относятся, во-видимому, еще ко времени династии Шан-Инь. В основном корпус Ши цзина сформировался в 10-6 вв. до н.э. По версии Сыма Цяня, Ши цзин составлен Конфуцием. Однако, по некоторым данным, раздел Го фэн почти полностью совпадал с известным ныне уже в 544 г. до н.э. (когда Конфуцию было 8 лет). Конфуций, вероятно, был редактором памятника, перестроившим его структуру, выправившим его музыкальную часть и использовавшим его в качестве учебного пособия для своих учеников.
Шо гуа чжуань - "Комментарий, поясняющий Восемь Триграмм" - один из трактатов И чжуань.
Ядерная гексаграмма - гексаграмма, составленная из нижней и верхней ядерной триграммы исходной гексаграммы. Соответствие черт ядерной - исходной гексаграмм: 1-2, 2-3, 3-4, 4-3, 5-4, 6-5.
Ян - светлое, сильное, твердое, нечетное, мужское начало. В "Книге Перемен" соответствует цифре 9 - девятке, которая, выпадая при гадании по тысячелистнику, означает черту ян.
Янская триграмма - триграмма, в которй нечетное число черт ян (четное число черт инь) : 3(0) черты - Цянь, 1(2) черта - Чжэнь, Кань, Гэнь. Называется также мужской триграммой, поскольку в семейной символике И цзина Цянь - это Отец (старшая янская триграмма), а Чжэнь, Кань, Гэнь - сыновья (младшие янские триграмммы)..
http://panda.ispras.ru/
Още...
Символы “Книги перемен”
Среди множества изобретений, которые китайская традиция приписывает легендарному первому правителю Поднебесной и мудрецу Фуси (также Баоси, 2852-2772), имеются и триграммы (гуа), которые являются наиважнейшими символами древнекитайской арифмосемиотики. Как об этом говорится в “Си цы чжуани” (II, 2), данное изобретение он сделал на основе наблюдения природных явлений, и оно является эффективным средством для классификации свойств всей “тьмы вещей”:
В древности Баоси был ваном Поднебесной.
Глядя вверх наблюдал символы (сян) на Небе; глядя вниз наблюдал образцы (фа) на Земле; наблюдал письмена (вэнь) птиц и зверей.
Следовал земным правилам (и); то, что близкое, находил в себе; то, что далекое, находил у других существ.
Исходя из этого, он изобрел восемь триграмм (гуа), показывающих сполна добродетели (дэ) просветленного духа и располагающих по родам свойства тьмы вещей [13].
Изображение Фуси.
Согласно преданию, 64 символа, представляющие собой удвоенные триграммы (чун гуа), или гексаграммы, были созданы Вэнь-ваном (12-11 вв. до н.э.), отцом У-вана, который стал основателем династии Чжоу. Младший брат У-вана, Чжоу-гун, написал афоризмы (“изречения” - цы) к гексаграммам, и таким образом возникла одна из самых почитаемых книг в китайской культуре - “И цзин” (“Книга перемен”), или “Чжоу и” (“Чжоуские перемены” или “Циклические перемены”).
Вэнь-ван.
Историческая наука не может сказать ничего определенного относительно достоверности данного предания. Документально пока только подтверждается существование мантической практики с использованием гексаграмм в середине первой половины 1 тысячелетия до н.э. - в “Цзо чжуани” (“Комментарий Цзо”), сочинении в форме летописи, отражающем события с 722 до 468 г. до н.э., отмечено несколько случаев гадания по “Книге перемен”, причем самый ранний из них относится к 672 г. до н.э.
Теория построения символов гуа получила свое первое письменное выражение в комментариях к “И цзину” - “И чжуань” (“Комментарии к Переменам”). Традиция полагает, что комментарии написаны Конфуцием (551-479). По мнению многих синологов, Конфуций непричастен к написанию комментариев, и они создавались разными авторами в 5-3 вв. до н.э.
Конфуций
Комментариев всего семь, но три из них имеют по две части, поэтому их называют еще “Ши и” (“Десять крыльев”). С философской и теоретической точки зрения наиболее ценными являются “Си цы чжуань” (“Комментарий к присоединенным словам”) и “Шо гуа чжуань” (“Комментарий к толкованиям триграмм”).
В “Си цы чжуани” (I, 11) порождение символики описывается как последовательное дихотомическое деление Великого предела - космической проявленной единичности:
В Переменах есть Великий предел (тай цзи).
Он рождает двоицу образов (и).
Двоица образов рождает четыре символа (сян).
Четыре символа рождают восемь триграмм (гуа).
Восемь триграмм определяют счастье и несчастье.
Счастье и несчастье рождают великое деяние [14].
На первом этапе образуются взаимодополнительные полярности - инь и ян, для которых в качестве графических символов в китайской арифмосемиотике используются знаки “и” (“образы”) - соответственно прерывистая, или “сломанная” (чжэ), и сплошная, или “одинарная” (дань), черты (яо). Они, в свою очередь, также разделяются на противоположности. Получаются уже четыре принципа, которые символизируются знаками, составленными из черт, расположенных в разных сочетаниях друг под другом. Эти диграммы называются сян (“символы”). Два символа, “большие” (тай) инь и ян, имеют одинаковые черты, а два других, “малые” (шао) инь и ян, имеют различные черты. Следующий шаг развертки приводит к образованию 8 знаков - гуа, составленных из комбинирующихся черт, находящихся в трех позициях. Все рассмотренные символы, т.е. и, сян и гуа, можно представить на одной общей схеме, выражающей собой процесс развертки Великого предела (Тай цзи).
Эти же взаимоотношения символов “Книги перемен” могут быть выражены аналогичной по построению схемой, в которой янские и иньские силы изображаются светлыми и темными полосами. Триграммы в данном случае покоятся на основании Великого предела, обозначаемом янской, светлой полосой.
В принципе, наращивать позиции подобным способом для получения новых символов можно до бесконечности, но древние китайцы остановились на 6 позициях. Символика с 4 и 5 позициями не употреблялась, а шестеричные символы - гексаграммы - занимали очень важное место в древнекитайской науке, поскольку они составляют символическую основу “Канона перемен”. Всего таких символов 64, т.е. полное число вариантов, получаемых при комбинировании двух типов черт в 6 позициях или при сочетании по две всех триграмм, составляющих верхние и нижние части гексаграмм.
Рассмотренные символы в арифмосемиотике наделяются теми или иными свойствами в зависимости от преобладания или недостатка в них янских или иньских черт и их расположения в позициях. Позиции принято соотносить с “тремя сокровищами” - Земля (ди), Человек (жэнь) и Небо (тянь).
Счет позиций в диграммах, триграммах и гексаграммах начинается снизу. Первая позиция или черта (яо) называется “начальной” (чу), а последняя - “верхней” (шан). Полагалось, что позиции данных символов символизируют фазы развития любого целостного процесса, а прерванные или сплошные черты в них - характер этого развития. Небо символизирует внешнее развитие процесса, характеризующееся как “отступающее, разрушающееся”, Земля - внутреннее развитие процесса, характеризующееся как “наступающее, созидающееся”, а Человек - нечто среднее. Нечетные (по счету снизу) позиции считаются “янскими”, четные - “иньскими”. Если сплошная (ее еще называют “световая” или “сильная”) черта оказывается на “янской” позиции, а прерванная (“теневая” или “слабая”) - на “иньской”, то это называется “уместностью” черт, а в противном случае - “неуместностью”.
Для определения значения конкретного знака гуа анализировалась еще “близость” (би) черт. При этом выяснялось, “опирается” (цзюй) ли или нет исследуемая янская черта на иньскую черту (или сразу на несколько иньских черт), т.е. имеет или не имеет янская черта соседнюю иньскую черту (или несколько таких черт), находящуюся ниже ее. Такая иньская черта (или несколько черт) называется “принимающей” (чэн). Если иньская черта (черты) стоит над янской чертой, то такая их связь называлась “оседланием” (шэн).
Считается, что в гексаграммах начальная, средняя и верхняя черты нижней триграммы связаны по принципу “резонанса” (ин) с начальной, средней и верхней чертами верхней триграммы, т.е. резонансными чертами гексаграмм являются 1-я (начальная) и 4-я, 2-я и 5-я, 3-я и 6-я (верхняя). Средние черты в нижней и верхней триграммах внутри гексаграмм, т.е. 2-я и 5-я черты гексаграмм, рассматривались еще связанными по принципу “срединности” (чжун). Если резонансные (срединные) черты являлись противоположными, то считалось, что они соответствуют друг другу.
Триграммы, имеющие во всех позициях одинаковые знаки, называются “старшими”, или “родителями” (лао). Это “мать” (тр. Кунь) и “отец” (тр. Цянь). Они рассматриваются как принципы, порождающие остальные триграммы, подобно тому как космические инь и ян - Земля и Небо - порождают Человека. Остальные триграммы называются “младшими”, или “детьми” (шаo). “Сыновьями” будут три триграммы, имеющие одну сплошную черту и две прерывистые. Сплошная черта в первой позиции - “старший сын” (тр. Чжэнь), во второй позиции - “средний сын” (тр. Кань), в третьей позиции - “младший сын” (тр. Гэнь). “Дочери” имеют только одну прерывистую черту при остальных сплошных: в первой позиции - “старшая дочь” (тр. Сунь); во второй позиции - “средняя дочь” (тр. Ли); в третьей позиции - “младшая дочь” (тр. Дуй).
Противоположные по “полу” триграммы одного “возраста” можно рассматривать как “дополнительные”. В них в одних и тех же позициях имеются различные черты, и эти триграммы можно преобразовывать одну в другую при помощи инверсии черт, или “противоположности” (дуй). Есть еще триграммы, которые образуются одна из другой при помощи “переворачивания” (фань). Это “старшие” и “младшие” триграммы одного “пола”: Чжэнь и Гэнь; Сунь и Дуй. Остальные триграммы при этой операции не модифицируются, так как у них в нижней и верхней позициях имеются одинаковые черты, иначе говоря, они симметричны относительно средней позиции.
В наборе 64 гексаграмм содержится 8 “чистых” (цин) символов, которые имеют те же названия, что и триграммы. Их отличает то, что они и составлены из этих триграмм. Гексаграммы Цянь и Кунь имеют во всех позициях одинаковые знаки, и их также можно назвать “родителями”. Они противостоят всем остальным “младшим” 62 гексаграммам, которые уже не различаются по старшинству. С другой стороны, их можно классифицировать по количеству янских и иньских знаков. Всего в набор 64 гексаграмм входят: 1 гексаграмма, составленная из 6-и янских знаков и 1 - иньских; 6 гексаграмм, составленных из 5-и янских знаков и 1-го - иньского; 6 гексаграмм, составленных из 5-и иньских знаков и 1-го - янского; 15 гексаграмм, составленных из 4-х янских знаков и 2-х - иньских; 15 гексаграмм, составленных из 4-х иньских знаков и 2-х - янских; 20 “равновесных” гексаграмм, составленных из 3-х янских и 3-х иньских знаков. Подобно триграммам, гексаграммы могут образовывать пары по “противоположности” (дуй) и по “переворачиванию” (фань). В последнем случае возможно только 28 пар, составленных из 56 гексаграмм, поскольку остальные 8 гексаграмм имеют симметричную структуру и при подобном преобразовании превращаются в сами в себя.
Черты в символике “Книге перемен” имеют дополнительные числовые обозначения 6, 7, 8, 9, которые использовались при гадании. Эти числа получались при пересчете специальных палочек, изготовленных из стеблей тысячелистника, или при подсчете суммы числовой символики трех монет, с помощью которых производилось гадание (лицевая сторона монет - 3, а оборотная - 2). Числа 7 и 8 считались “молодыми” (шаo), а 6 и 9 - “старыми” (лаo), нечетные числа 7 и 9 считались янскими, а четные 8 и 6 - иньскими. В результате гадательной процедуры получалась гексаграмма, закодированная данными числами. Ее называют бэнь гуа (“корневая гексаграмма”). Если в ней были числа 6 и 9, то можно было получить вторую гексаграмму, называемую чжи гуа (“переходная гексаграмма”), за счет замены данных чисел на противоположные по иньскости-янскости и возрасту, т.е. 6 на 7, а 9 на 8. Затем все “молодые” числа второй гексаграммы заменяются на “старые” той же категории, т.е. 7 на 9, а 8 на 6. В такой форме записи гексаграммы приводятся в канонической части “Книги перемен”.
Эта символика основывалась на идее постепенного перехода любых полярностей друг в друга. Замкнутый цикл динамики преобразований в числовой символике выражается следующим образом: “молодые” числа “стареют”, т.е. превращаются в “старые” числа, не меняя знака, а последние уже его меняют, “умирая” и превращаясь в противоположные “молодые” числа, которые вновь “стареют”, и т.д. Такие же преобразования могут быть выражены посредством приводившихся выше черт, называемых в таком случае “молодыми” (шаo), и двух дополнительных символов, которые называются “старыми” (лаo). Черта с крестом обозначает иньскую “сплетающуюся” (цзяo) прерывистую черту, превращающуюся в противоположность за счет соединения двух своих половинок (®¬ ). Черта с кругом обозначает “раздваивающуюся” (чун) янскую сплошную черту, переходящую в противоположность посредством разрыва на две половинки (¬® ).
Диграммы, триграммы и гексаграммы имеют фиксированные в традиции последовательности, которые выражаются в нескольких схемах. Одна из них была приведена выше. Имеющаяся в ней последовательность диграмм не имеет названия, а триграммы располагаются в ней в так называемом “порядке Фуси” (читается справа налево). Круговая схема расположения диграмм содержит в себе иной порядок символов, также не имеющий названия. Диграммы на круге располагаются основанием к центру, который с космологической точки зрения ассоциируется с Землей, и символизируют стороны света (юг на китайских схемах изображается сверху).
В начале 10 в. круговую схему триграмм в порядке Фуси составил даос Чэнь Туань, дав ей название “преднебесный чертеж” (сянь тянь ту) и приписав ее создание Фуси. Чэнь Туаню принадлежит и ориентация этой схемы по странам света. В этой схеме порядок Фуси образуется из двух последовательностей по четыре триграммы, которые соединяются через центр круга (отмечено пунктиром).
Существует еще одна круговая схема с триграммами, более древняя, чем предыдущая. В виде орнамента ее можно увидеть уже на ханьских бронзовых зеркалах. Эта схема основывается на корреляциях триграмм со сторонами света, зафиксированных в “Шо гуа чжуани”. Схема была приписана по происхождению Вэнь-вану и получила название “посленебесный чертеж” (хоу тянь ту).
Хотя порядок Фуси основывается на принципах построения, зафиксированных в “Си цы чжуани”, схема его построения из Великого предела стала официально известна в Китае только в 11 в., когда через столетие после Чэнь Туаня ее обнародовал неоконфуцианец Шао Юн (1011-1077), также связав с Фуси.
Гексаграммы также имеют канонизированные порядки расположения, связанные с именами Фуси и Вэнь-вана. В первом случае порядок гексаграмм образуется при комбинировании в составе гексаграмм верхних и нижних триграмм, располагающихся в порядке Фуси. Матричная запись достаточно наглядно отражает принцип комбинирования триграмм. Гексаграммы в матрице читаются справа налево и снизу вверх.
Гексаграммы в порядке Фуси могут еще записываться в виде блока светлых и темных полос. При круговой записи гексаграмм в данном порядке, которая подобна круговому расположению триграмм, первая половина всего набора гексаграмм располагается на круге также против часовой стрелки, а вторая - по часовой стрелке.
Гексаграммный порядок Вэнь-вана не имеет ничего общего с одноименным триграммным порядком, за исключением того, что оба они приведены в “Книге перемен”. Именно в этом порядке гексаграммы располагаются в канонической части данного текста. Единственный и достаточно очевидный принцип связи гексаграмм, обнаруженный пока в этом порядке, заключается в том, что они группируются в пары по принципу переворачивания (фань), а там, где переворачивание приводит к исходной гексаграмме, по принципу дополнительности (дуй). На круге последовательность гексаграмм в порядке Вэнь-вана записывается по часовой стрелке и имеет начало внизу схемы. В матричной форме записи гексаграммы читаются справа налево и сверху вниз.
http://history.rsuh.ru/eremeev/china/025.htm
„Ние сме трима: ти, аз и болестта. Чиято страна вземеш, тя ще победи.“-Авицена