Раздел сорок четвертый
РАССУЖДЕНИЯ О НЕДОСТАТОЧНОСТИ-ЦЗЮЭ
Император Хуан-Ди говорит: — Каковы причины возникновения недостаточности-цзюэ, связанной с холодом, и недостаточности-цзюэ, связанной с жаром?
Ци-бо говорит в ответ: — Если происходит угасание функции янского дыхания-ци в нижней части организма, тогда возникает недостаточность-цзюэ, связанная с холодом.. Если происходит угасание функции иньского дыхания-ци в нижней части организма, тогда возникает недостаточность-цзюэ, связанная с жаром. — Какова причина того, что жар, который появляется при горячей недостаточности жэ-цзюэ, поднимается, начиная со стоп? —- Дыхание-ци субстанций ян поднимается по стопам, по поверхности пальцев ног, а иньские каналы концентрируются в нижней-части стоп, собираясь в центре стопы, потоку, когда преобладает дыхание-ци субстанции ян, горячими становятся нижние поверхности стоп. — Какова причина того, что когда при холодной недостаточности образуется холод, он поднимается вверх от пяти пальцев на ногах в колени? — Дыхание-ци субстанции инь поднимается внутри пяти пальцев ног, оно концентрируется под коленями и собирается под коленями. Поэтому когда в организме преобладает дыхание-ци субстанции инь, тогда холод поднимается вверх от пальцев на ногах и доходит до колен. Это не холод, который попадает в организм извне, а наоборот, создается внутри организма. — Какие нарушения и ошибки приводят к тому, что появляется холодная недостаточность хань-цзюэ? — Половые органы представляют собой место, в котором концентрируются главные жилы организма цзун-цзинь. В этом месте соединяются меридианы сверх-инь и светлый ян. Весной и летом в организме много дыхания-ци субстанции ян, и мало дыхания-ци субстанции инь. А осенью и зимой в организме расцветает дыхание-ци субстанции инь, а дыхание-ци субстанции ян приходит в упадок. Если же человек, полагаясь на свое здоровье, осенью и зимой чрезмерно использует свои внутренние силы, тогда дыхание-ци, которое располагается внизу, начинает устремляться вверх, однако у него нет возможностей для восстановления, а дыхание-ци семени-цзин выбрасывается из организма, естественно устремляясь вниз. В результате его место занимает патогенное дыхание-ци, которое попадает в верхние отделы организма. Патогенное дыхание-ци скапливается в области среднего обогревателя, а дыхание-ци субстанции ян приходит в упадок, таким образом оно теряет возможность орошать и кормить каналы и меридианы. День за днем дыхание-ци субстанции ян разрушается, убывая, и, следовательно, в организме остается только дыхание-ци субстанции инь, а в результате руки и ног становятся холодными: — А какова причина того, что появляется горячая недостаточность? — Когда вино попадает в желудок, это приводит к тому, что каналы-ло наполняются, а в результате каналы-цзин опустошаются. Функция селезенки заключается в том, что она движет жизненные соки цзин-е желудка. Если дыхание-ци субстанции инь опустошается, тогда в желудок проникает дыхание-ци субстанции ян, и если в желудок проникает дыхание-ци субстанции ян, он приходит в расстройство. Если желудок приходит в расстройство, в результате истощается дыхание-ци семени-цзин. Если истощается дыхание-ци семени-цзин, тогда перестают пополняться энергией четыре конечности; И если человек часто напивается пьяным, сильно наедаясь, вступает в половые связи, тогда дыхание-ци концентрируется в селезенке и не рассеивается, в результате дыхание-ци алкоголя начинает бороться с дыханием-ци пищи, в результате чего, внутри организма в большом количестве вырабатывается жар, потому он и выходит на поверхность человеческого тела. Так как внутри организма жар, моча приобретает красный цвет. Когда в организме слишком много дыхания-ци алкоголя, которое является очень резким и порывистым по своей природе, тогда дыханяе-ци почек приходит в упадок. Следовательно, в организме начинает править лишь дыхание-ци субстанции ян а потому руки и ноги у человека становятся горячими — В результате недостаточности иногда у больного распирает живот, иногда у него могут возникать припадки, при которых он впадает в бессознательное состояние, и иногда он приходит в себя, через полдня, а иногда требуется целый день, чтобы больной очнулся. Каковы причины столь разных состояний? — Когда дыхание-ци субстанции инь переполняется в верхней части организма, тогда внизу происходит опустошение, и если внизу опустошение; то это вызывает распирание и пучение живота; Если дыхание-ци субстанции ян переполняется в верхней части организма, то это значит, что из нижней части оба дыхания-ци устремляются вверх, и, следовательно, патогенное дыхание-ци приводит к нарушению движения, а нарушение движения вносит хаос в распределение дыхания-ци субстанции ян в организме. Когда дыхание-ци субстанции ян в хаосе, человек впадает в бессознательное состояние. — Хорошо. Хотелось бы мне теперь услышать, каким образом проявляется недостаточность-цзюэ при заболеваниях шести меридианов-цзин. — При недостаточности большой, субстанции ян или цзюй-ян (имеется в виду меридиан свсрх-ян) возникают отеки в области головы, а голова становится тяжелой, больной не способен двигать ногами, если состояние развивается, то больной может потерять сознание и упасть, в, обморок. При недостатечности-цзюэ меридиана светлый ян у больного могут возникать эпилептические припадки, и в бессознательном состоянии он может бросаться бежать без определенной цели. Кроме того, у больного пучит живот, он теряет сон, лицо становится красным и горячим, взгляд у него бессмысленный, а речь безумная. При недостаточности-цзюэ меридиана малый ян у больного резко развивается расстройство, слуха, щеки опухают, становятся горячими, в боках ощущается боль, ноги становятся очень слабыми, так что больной теряет возможность самостоятельно передвигаться. При недостаточности-цзюэ меридиана сверх-инь у больного распирает живот, нарушается дефекация, он теряет аппетит, и если он принимает пищу, у него начинается рвота. Он не может стать. При недостаточности-цзюэ меридиана малый инь больной ощущает сухость во рту, моча у него становится красного цвет, живот распирает, сердце болит, При недостаточности-цзюэ меридиана недостаточный инь пучит и болит в нижней части, живота, живот распухает, нарушается мочеиспускание и дефекация. Больной предпочитает спать с согнутыми коленями, половые органы, то резко сжимаются, то опухают, внутренние поверхности, голеней становятся горячими. Если имеет место переполнение, тогда следует опорожнять, а когда имеет место опустошение, тогда следует восполнять. Если нет ни наполнения, ни опустошения, тогда следует просто воздействовать на точки соответствующих меридианов. При недостаточности с нарушением правильной циркуляции цзюэ-ни меридиана сверх-инь голени сводит судорогой, сердце болит, а боль отдается в животе. Лечить следует посредством воздействия на основную точку меридиана, отвёчающую за данную болезнь. При недостаточности с нарушением правильной циркуляции цзюэ-ни меридиана малый инь в животе ощущение пустоты и распирания, больного тошнит, у него сильный понос, жидкий как простая вода. Лечить болезнь следует посредством воздействия карточку, отвечающую за данную болезнь. Когда происходит нарушение циркуляции-ни во всех трех иньских меридианах одновременно, тогда у больного нарушается и мочеиспускание и дефекация, руки и ноги у него становятся холодными; а через три дня наступает смерть. При недостаточности с нарушением правильной циркуляции цзюэ-ни меридиана сверх-ян, больной; падает в обморок ничком, его рвет кровью, случаются носовые кровотечения. Лечить данное заболевание следует посредством воздействия на точку меридиана, отвечающую за данную болезнь. При недостаточности с нарушением циркуляции цзюэ-ни меридиана недостаточный инь у больного судороги и боли в области поясницы, в Животе пустота и распирание, задержка мочи, больной бредит. Лечить данное заболевание следует посредством воздействия на точку, отвечающую за данную болезнь. При недостаточности с нарушением циркуляции цзюэ-ни меридиана малый ян, нарушается деятельность суставов. А если суставы перестают действовать, тогда человек не может совершать движения в области поясницы, он не способен повернуть шею, чтобы оглянуться назад. Если болезнь развивается дальше, тогда в кишечнике образуются неизлечимые нарывы, и если больной пугается, тогда наступает смерть. При недостаточности с нарушением циркуляции цзюэ-ни меридиана светлый ян больной тяжело дышит, кашляет, тело у него становится горячим, его мучают всякие страхи, он страдает от носовых кровотечений и рвоты с кровью. При недостаточности с нарушением цзюэ-ни меридиана сверх-инь на руке состояние рольного характеризуется пустотой и наполнением, при этом больной кашляет. Больной страдает от рвоты и выделения слюны. Лечить данное заболевание следует посредством воздействия на точку, управляющую данной болезнью. При недостаточности с нарушением циркуляции цзюэ-ни меридиана сердца малый инь на руке у больного болит сердце, а боль отдается в горло, тело горячее. Это заболевание смертельно, его нельзя вылечить. При недостаточности с нарушением циркуляции цзюэ-ни меридиана еверх-ян на руке у больного портится слух, текут слезы, он не может повернуть шею, чтобы посмотреть назад, а поясница не гнется ни вперед, ни назад. Для лечения данного заболевания следует воздействовать на точку, отвечающую за данное заболевание. При недостаточности с нарушением циркуляции цзюэ-ни меридианов светлый ян на руке и малый ян на руке развивается нарушение циркуляции-би в области горла, гортань распухает, случаются судороги. Лечить данное заболевание следует посредством воздействия на точку, отвечающую за данную болезнь. ЦЗЮАНЬ ТРИНАДЦАТЫЙ Раздел сорок пятый РАССУЖДЕНИЕ О ФОРМАХ ПРОЯВЛЕНИЯ БОЛЕЗНЕЙ Император Хуан-Ди спрашивает: — Когда у человека возникают язвы в пищеприемнике и желудке, то каким образом можно поставить диагноз? Ци-Бо отвечает: — Для того, чтобы поставить диагноз, следует изучить пульс желудка. В этом случае пульс будет ощущаться как глубокий и утонченный чэнь-си. Глубокий и утонченный пульс свидетельствует о нарушении циркуляции-ни дыхания-ци. Если имеет место такое нарушение циркуляции, тогда в точке жэнь-ин пульс будет ощущаться как переполненный, а если пульс переполненный, значит, будет жар. Пульс в точке жэнь-ин отражает состояние канала желудка, а нарушение циркуляции и переполнение свидетельствуют о том, что жар скопился в отверстии входа в желудок, и при этом он не движется, а, следовательно, в пищеприемнике образовалась язва. — Хорошо. А какова причина того, что человек не может спокойно спать? — Это значит, что органы что-то тревожит, ведь когда семя-цзин имеет место, где оно может храниться, тогда человек здоров-спокоен. В этом же случае человек не способен справиться со своей болезнью. — А какова причина того, что человек не может спать на спине? — Легкие играют роль крыши для остальных внутренних органов, и если дыхание-ци легких переполняется, то пульс становится большим. А если пульс становится большим, тогда человек не может спать на спине. Это объясняется в трактате «Нарушение постоянства субстанций инь и ян» или «Ци-хэн инь-ян». — Бывает, что у человека недостаточность-цзюэ, однако при определении пульса обнаруживается, что на правой руке пульс глубокий и напряженный, а на левой руке пульс поверхностный и замедленный. Как узнать, какой пульс действительно характеризует состояние больного? — Так как определение пульса происходит зимой, то пульс на правой руке и должен быть глубоким и напряженным, ибо это соответствует пульсу данного сезона. А поверхностный и замедленный пульс на левой руке не совпадает с характеристиками нормального пульса данного сезона. И, следовательно, в связи с аномальным пульсом на левой руке можно считать, что данная болезнь связана с почками. Кроме того, по характеристикам пульса она связана и с легкими. В данном случае больной также должен страдать от болей в пояснице. — И почему же вы так считаете? — Канал меридиана малый инь проходит через почки и соединяется с легкими, и если в нашем случае прощупывается пульс, характерный для легких, а сама болезнь связана с почками, то, значит, при болезни почек обязательно будут боли в пояснице. — Хорошо. Существует болезнь, при которой на шее появляются фурункулы. Ее можно лечить камнями, можно лечить иглами и прижиганием, и во всех случаях болезнь излечивается. Чем это объясняется? — В этом случае название болезни совпадает, а на самом деле они относится к разным типам. Если появление фурункулов связано с застоем дыхания-ци, то в этом случае нужно применять иглы, чтобы открыть отверстие и выпустить избыточное дыхание-ци. Если же болезнь возникает в связи с переполнением дыхания-ци и скоплением крови, в этом случае следует применять камни, которые способствуют оттоку-опорожнению. Таким вот образом и получается, что болезнь с одним названием может лечиться разными методами. — Есть болезнь, которая проявляется в виде гнева и припадков бешенства. Каким образом проявляется данное заболевание? — Данная болезнь порождается субстанцией ян. — А каким образом субстанция ян вызывает в человеке припадки бешенства? — Когда дыхание-ци субстанции ян в результате внешнего воздействия резко активизируется, и при этом оно не способно выходить наружу, больной может впадать в состояние гнева. Такая болезнь называется недостаточностью-цзюэ субстанции ян. — А откуда это известно? — Меридиан светлый ян обычно является подвижным, а меридианы сверх-ян и малый ян не столь подвижны. Когда же неподвижные по своей природе меридианы тоже приходят в движение, то пульсы становятся очень резкими. Это и является признаком данного заболевания. — А каким образом следует лечить данное заболевание? — Если уменьшить рацион питания больного человека, болезнь может пройти. Так как пища поступает в иньские меридианы, то тем самым она взращивает дыхание-ци янских меридианов. Потому, если уменьшить рацион питания больного, болезнь может пройти. Кроме того больному следует давать питье из опилок самородного железа, так как оно выполняет функцию уменьшения скорости движения дыхания-ци. — Хорошо. Существует болезнь, при которой тело становится горячим, больного охватывает ленивая усталость, он очень обильно потеет, не переносит воздействия ветра, ему не хватает воздуха. Что это за болезнь? — Эта болезнь называется винный ветер. — А каким образом лечится данное заболевание? — Нужно взять по 10 частей частухи подорожниковой и пиона белоцветкового, пять частей папоротника чистота. Состав смешивается. Больному дается три щепотки! После запивается водой. Так называемый утонченный пульс при глубоком Надавливании ощущается под рукой так же тонко, как острие иглы. Если место пульса тщательно растереть и размять, тогда дыхание-ци концентрируется и пульс становится твердым, а удары пульса ощущаются как большие. В трактате «Верхний канон» или «Шан-цзин» говорится; что дыхание-ци сообщается с небом. В «Нижнем каноне» или «Ся-цзин» говорится главным образом о вариациях заболеваний. В трактате «Цзинь-куй» или «Сундук с золотом» рассказывается об определении возможности ухудшения или улучшения состояния больного. В трактате «Куй-ду» или «Определение меры» 'рассказывается о законах определения пульса. 8 трактате «Ци-Хэи» иди «Аномалии и нормальности» рассказывается об аномальных заболеваниях. Аномальными заболеваниями считаются такие, на исход которых не влияет порядок смены четырех сезонов года. А нормальными заболеваниями считаются такие, исход которых зависит от порядка смены времен года. Когда говорится об определении, то имеется в виду, что на основании законов пульсовой диагностики определяется пульс заболевания, и устанавливается мера данного заболевания. Когда говорится о мере, то имеется в виду, что, в зависимости от места локализации болезни, мера его определяется сменой четырех сезонов.
Раздел сорок шестой РАССУЖДЕНИЕ О НЕОБЫЧНЫХ БОЛЕЗНЯХ ЦИ-БИН Император Хуан-ди спрашивает: — Бывает, что женщина на девятом месяце беременности теряет речь. Чем это объясняется? — Это связано с тем, что плод нарушает циркуляцию в канале-ло. — А почему вы так считаете? — Канал плодного тела соединяется с почтами, которым соответствует меридиан малый инь. Меридиан проходит через почки и его ответвление соединяется с корнем языка, а потому женщина теряет дар речи. — А как следует лечить данное заболевание? — Его не нужно лечить, так как на десятом месяце речь восстановится. В трактате «Методы укалывания» или «Цэфа» говорится: нельзя при недостаточности опорожнять, а при избыточности не следует восполнять, и если нарушаешь данные принципы, то тем самым создаешь заболевание. Когда говорится, что нельзя опорожнять при недостаточности, то имеется в виду, что при истощении и ослаблении организма нельзя использовать иглу-цай148 и камни. Когда говорится, что при избыточности нельзя восполнять, то имеется в виду, что в животе формируется плод, и если производить опорожнение, тогда из организма будет, уходить семя-цзин, а это приведет к тому, что болезнь полностью завладеет организмом, и потому говорится, что создаешь заболевание. — Есть такая болезнь, при которой пучит в боку, нарушается правильное движение дыхания ци-ни. Болезнь не проходит в течение двух-трех лет. Что это за болезнь? — Данная болезнь называется скоплением дыхания или си-цзи. Данная болезнь не мешает нормальному приему пищи, а при ее лечении не следует применять иглоукалывание и прижигание. Для лечения скопления следует применять гимнастику дао-инь149 и одновременно нужно пить лекарства. Если только пить лекарства, не применяя гимнастику, тогда болезнь вылечить нельзя. — Существует болезнь, при которой распухают бедра, при этом в области пупка ощущается боль. Что это за болезнь? — Эта болезнь называется фу-лян (можно приблизительно перевести как «скрытый выступ»). Причиной возникновения данной болезни является ветер. Дыхание-ци данного заболевания изливается в толстую кишку, а проявляется в области хуан, расположенной около сердца. Источник области хуан находится в районе пупка, потому в этом месте больной ощущает боль. При данном заболевании нельзя применять метод резкого воздействия, так как в этом случае могут возникнуть задержки мочи. — Существует болезнь, при которой пульс в области-чи становится очень частым, а сухожилия сводит судорога так, что видно просто глазами. Что это за болезнь? — Это болезнь сухожилий чжэнь-цзинь, при этом заболевании будут также наблюдаться рези в нижней части живота. Если на лице наблюдается одновременно черный и белый цвета, значит, развитие болезни достигло апогея. — Существует болезнь, при которой больной в течение многих лет страдает от головных болей. Каким образом возникает данная болезнь, и как она называется? — Это значит, что сильный холод поразил организм больного так, что он проник внутрь организма и достиг костей и костного мозга. Весь костный мозг в организме управляется головным мозгом, и если нарушается правильная циркуляция дыхания в головном мозге, это приводит к возникновению головных болей, При этом также могут болеть и зубы. Данная болезнь называется недостаточность с нарушением циркуляции цзюэ-ни. — Хорошо. Существует болезнь, при которой ощущается сладость во рту. Как называется данная болезнь, каким образом она возникает? Ци-Бо говорит в ответ. — Это значит, что переполняются пять дыханий-ци. Данная болезнь называется жар селезенки или пи-дань. Когда пять вкусовых продуктов попадают в рот, они направляются на хранение в желудок, а селезенка должна приводить в движение дыхание-ци семени-цзин желудка. Если же жидкости организма скапливаются в селезенке, тогда во рту ощущается сладость. Эта болезнь развивается в результате злоупотребления жирной пищей и изысканными яствами. Если человек слишком часто ест пищу сладкую,, изысканную, употребляет слишком много жиров, то эти жиры приводят к образованию внутреннего жара. А сладкие продукты приводят к тому, что в животе начинается пучение, а потому дыхание-ци изливается вверх. Данный процесс может привести к развитию диабета и нарушению обмена веществ. Для лечения данного заболевания следует применять посконник китайский с тем, чтобы устранить фактор избыточного дыхания-ци жара. — Существует болезнь, при которой во рту ощущается горечь, и для лечения данной болезни воздействуют на точку ян-лин-цюань. Как называется такая болезнь, при которой во рту появляется горечь? Каким образом возникает данное заболевание? — Данная болезнь называется жар желчного пузыря или дань-дань. Печень среди остальных внутренних органов организма играет роль полководца (имеется в виду функция создания и выбора стратегии поведения), а решения принимаются желчным пузырем. Роль посланника играет гортань. Если же человек слишком часто обдумывает стратегические тонкости, но не претворяет своих решений в жизнь, это приводит к истощению желчного пузыря. Его дыхание-ци изливается в верхние отделы организма, в результате чего во рту ощущается горечь. Для лечения дайной болезни следует воздействовать на точку му желчного пузыря (расположенную в области грудной клетки) и на специальную точку-юй (расположенную на спине). Этот метод лечения излагается в трактате «Двенадцать функций, взаимодействий и поручений субстанций инь и ян» или «Инь-ян ши-эр гуань-сян-ши». — Существует расстройство мочеиспускания-лун, при котором в течение дня больной мочится несколько десятков раз. Это свидетельствует о состоянии недостаточности. Если же тело горячее, как уголья, в горле и груди чувствуется сильное Стеснение, а в точке жэнь-ин пульс очень энергичный и наполненный, больной тяжело дышит, нарушается правильная циркуляция дыхания ци-ни, то все эти признаки свидетельствуют об избыточности. Бели пульс меридиана сверх-инь ощущается как крошечный, утонченный, толщиной с волос, то это признак недостаточности. Что это за болезнь, как она называется? — Это болезнь меридиана сверх-инь и в данном случае имеет место переполнение желудка, усиление легких. Данная болезнь называется недостаточностью-цзюэ. Эта болезнь неизлечима. Именно в этом случае говорят, что наблюдается пять состояний избыточности, и два - недостаточности. — А что имеется в виду, когда говорится, что наблюдается пять состояний избыточности и два недостаточности? — Когда говорится о пяти недостаточностях, то имеется в виду, что пять болезнетворных дыханий-ци имеются в избытке. А когда говорится о двух недостаточностях, то имеется в виду, что также два болезнетворных дыхания-ци характеризуются недостаточностью. Таким образом, в данном случае пять внешних факторов характеризуются избыточностью, а два внутренних фактора характеризуются недостаточностью. Так что в данном случае в болезни нельзя выделить ни поверхностный фактор, ни внутренний бяо-ли. Следовательно можно уверенно говорить о смертельном исходе. — Человек рождается и страдает от эпилептических припадков. Как, называется данное заболевание, и какова причина его возникновения? — Данное заболевание называется болезнью плода тайбин, и приобретается оно еще в утробе матери. Если во время беременности мать испытывает сильный испуг; тогда дыхание-ци поднимается вверх и не опускается. Семя-цзин и дыхание-ци пребывает вместе, и в результате ребенок после рождения страдает от эпилептических припадков. — Существует болезнь, при которой тело больного; становится водянистым, как будто в организме преобладает стихия воды. Если пощупать пульс, то он ощущается как больной и напряженный; в теле не ощущается боль; больной не худеет, хотя и не может нормально есть. Ест очень мало. Как называется Данная болезнь? — Данная болезнь рождается в почках. Называется она ветром почек. При синдроме ветра почек больной не: может принимать пищу, постоянно пугается. Из-за постоянных испугов истощается дыхание-ци сердца, и потому наступает смерть. Император говорит: — Хорошо.
Раздел сорок седьмой РАССУЖДЕНИЕ ОБ ОЧЕНЬ НЕОБЫЧНЫХ БОЛЕЗНЯХ Печень опухает, почки опухают, легкие опухают, и во всех случаях наблюдается наполненный пульс. Если пульс легких застойный, это значит, что у больного одышка и распирание в боках. Если пульс печени застойный, это значит, что имеет место распирание в боках. Во сне больного мучают страхи, нарушается функция мочеиспускания. Если пульс почек застойный, тогда давит в боках и давление достигает нижней части живота. В связи с опухолями голени становятся разной величины, нарушается подвижность бедренных суставов. В этом случае легко может развиться паралич. Если пульс сердца наполненный и большой, тогда у больного случаются припадки с конвульсиями, сильные судороги. Если пульс сердца прощупывается как скользящий и резкий, значит, имеет место сердечная грыжа синь-шань. Если пульс печени маленький и резкий, тогда у больного случаются припадки с конвульсиями, сильные судороги. Если пульс печени бурный и взрывной у-бао, то это значит, что больной чем-то сильно напуган. Если удары пульса не прослушиваются, и больной теряет дар речи, то в этом случае лечить болезнь не нужно, так как она пройдет сама. Если пульс почек маленький и резкий, пульс печени маленький и резкий, в пульсе нет гулкости, то данные признаки свидетельствуют о развитии опухолей-ся во внутренних органах. Когда пульс почек и пульс печени одновременно прослушиваются как глубокие, то это значит, что у больного каменная водянка или ши-шуй. Когда пульсы ощущаются как поверхностные, то это значит, что имеет место ветряная водянка или фэн-шуй. Если пульсы ощущаются как пустые, значит наступит смерть. Если пульсы ощущаются как маленькие и натянутые, значит больной чего-то боится. Если пульс почек ощущается как большой, резкий и глубокий, и пульс печени ощущается как большой, резкий и глубокий, это значит, что имеет место грыжа-шань (это значит, что в данном месте скапливается и концентрируется дыхание-ци холода). Если пульс легких прощупывается ввиду глубоких сильных ударов, значит имеет место легочная грыжа фэй-шань. Если пульс трех янских меридианов резкий, значит, существуют опухоли-ся внутренних органов; Если пульсы трех иньских меридианов резкие, значит, существуют грыжи-шань. Резкие пульсы двух янских меридианов свидетельствуют о страхе-цзин (имеются в виду также конвульсии у детей). Резкие пульсы двух иньских меридианов свидетельствуют о припадках-сянь и недостаточности-цзюэ. Когда удары пульса селезенки глубокие и отдают в сторону, значит у больного расстройство кишечника с поносом. Эта болезнь пройдет сама через достаточно долгое время. Когда пульс печени прощупывается как маленький и плавный, это значит, что имеет место расстройство кишечника. Данная болезнь легко излечивается. Когда удары пульса почек маленькие, резкие и глубокие, это значит имеет место расстройство кишечника и понос с кровью. Если кровь теплая, а у больного жар, значит болезнь закончится смертью. Когда при расстройствах-пи, .связанных с деятельностью сердца и печени, наблюдается понос с кровью, то в данном случае одновременная болезнь двух органов излечима. Если же пульсы этих органов ощущаются как маленькие, глубокие и шероховатые, и имеется расстройство кишечника, тогда если у больного при этом жар, то он должен умереть. Смерть наступает через семь дней после появления жара. Когда пульс желудка глубокий, гулкий и шероховатый, и за пределами зоны пульса желудка отдаются гулкие большие удары, а пульс сердца маленький, твердый и резкий, это свидетельствует о нарушении циркуляции крови и ци и возможности одностороннего паралича. У мужчины может быть левосторонний паралич, а у женщины правосторонний; речь при этом не нарушается, язык остается подвижный. Данное заболевание излечимо. Оно излечивается в течение тридцати дней. Если паралич правосторонний у мужчин и левосторонний у женщин, при этом нарушается речь, тогда заболевание излечивается за три года. Если же больному еще не исполнилось двадцати лет, тогда через три года он умирает. Если пульс ударяет в палец сильными толчками, у больного носовые кровотечения, тело охвачено жаром, тогда можно ожидать смертельный исход. Если удары пульса ощущаются поверхностно, с перерывами, как будто цепляются за что-то, то это обычный пульс, который свидетельствует о потере крови. Бели удары пульса резкие и прерывистые, то данная болезнь называется сильной недостаточностью или бао-цзюэ. При такой болезни больной временами впадает в бессознательное состояние, перестает узнавать людей и понимать слова. Если удары пульса учащённые, то больной может испытывать сильнейший испуг, возможны сильные конвульсии или бао-цзин. Данное заболевание проходит само через три-четыре дня. Когда удары пульса ощущаются как поверхностные и закрытые; и при этом они очень частые, так что за один период дыхания может насчитываться более десяти ударов, то это значит, что в организме имеет место недостаточность меридианного дыхания-ци. И после того, как только замечаешь данное явление, проходит девяносто дней, и больной умирает. Если удары пульса ощущаются, будто языки только что загоревшегося огня, это значит, что теряются силы дыхания-ци семени-цзин сердца, и, следовательно, к концу осени, когда пожухнет трава, больной должен умереть. Если удары пульса ощущаются подобно рассеянно летящим листьям, это значит, что опустошено и ослаблено дыхание-ци 'печени, а отсюда следует, что осенью, когда опадут листья, больной скончается. Когда удары пульса ощущаются нерешительные и слабые, будто ищущий пристанища путник, а это значит, что пульс то периодически останавливается, а то начинает сильно бить в палец, можно сделать вывод об ослаблении и недостаточности дыхания-ци почек. И как только осыплются цветы финика в начале лета, больной покинет этот мир. Когда удары пульса ощущаются подобно ударам глиняных пилюль, это значит, что истощается и имеется в недостатке семя-цзин желудка, и можно заключить, что когда опадут семена вяза в конце весны — начале лета, больной умрет. Когда пульс ощущается как поперечная планка, ударяющая в палец, это значит, что дыхание-ци желчного пузыря истощается и имеется в недостатке, а, следовательно, когда созреет рис, осенью, больной умрет. Когда удары пульса ощущаются, как дрожание натянутой тетивы, это значит, что семя-цэин матки истощается и имеется в недостатке, в связи с этим больной становится чрезмерно разговорчивым, и смерть его наступает, когда на землю падает первый иней. Если же больной молчит, значит, болезнь поддается лечению. Когда удары пульса ощущаются как движение жидкого лака под пальцами, который ускользает и вправо, и влево из-под точки давления, то можно сделать вывод, что больной умрет через 30 дней, после того как в первый раз обнаружишь данное явление. Если удары пульса ощущаются как бурлящий источник, который вырывается на поверхность между мышцами, это значит, что дыхание-ци меридиана сверх-ян истощается и имеется в недостатке, следовательно, больной будет задыхаться, а когда зацветет лук, наступит смерть. Если удары пульса ощущаются как голая почва под пальцами (имеется в виду пустой и большой пульс, в котором не ощущается сила, а если надавить сильнее, то пульс перестает прощупываться), и если давишь сильнее, пульс пропадает, это значит дыхание-ци мышц истощается и имеется в недостатке, следовательно, на лице в первую очередь будет выделяться черный цвет, а как только зацветут белые лианы, настанет смерть. Если удары пульса ощущаются как прерывистые и рассеивающиеся, то есть поверхностные, а при давлении пульс увеличивается и наполняется, это значит, что имеет место недостаточность дыхания-ци в двенадцати специальных точках-юй внутренних органов. И как только зимой замерзнет вода, больной умрет. Когда удары пульса ощущаются подобно толчку изогнутого ножа, то есть их можно охарактеризовать как поверхностные, маленькие и резкие, а если надавить сильнее, то они становятся твердыми, большими и резкими, это свидетельствует о застое и синдроме жара пяти органов-цзан. Если смена холода и жара связана только с почками, то в этом случае больной не может сидеть, и в период года «установление весны» наступает смерть. Если удары пульса ощущаются подобно скользким пилюлям, которые никак не улавливаются пальцем (имеется в виду, что если пальцем надавишь чуть сильнее, то пульс перестает прощупываться), это значит, что дыхание-ци кишечника истощается,- его недостаточно, и можно сделать вывод, что когда на финике появятся листья, больной умрет. Бели пульс ощущается слабый, подобно цветку, это значит, что больной подвержен страхам, ему не хочется сидеть и лежать. Он все время ходит или стоит, постоянно прислушивается. Все это свидетельствует о том, что дыхание-ци тонкого кишечника истощается. Его недостаточно. Следовательно, осенью больной умрет.
Раздел сорок восьмой РАЗЪЯСНЕНИЕ ПУЛЬСОВ Когда говорится,, что для меридиана сверх-ян характерно опухание в области поясницы и боли в ягодицах, то это объясняется тем фактом» что первый месяц (лунного китайского календаря) под знаком инь (двенадцатеричного календарного цикла) соотносится с меридианом сверх-ян. Так что знак инь представляет меридиан сверх-ян. В первом месяце дыхание-ци субстанции ян поднимается вверх, развиваясь, а дыхание-ци субстанции инь в это время еще находится в состоянии расцвета, так как субстанция ян еще не набрала свою силу. Потому в это время опухает поясница и болят ягодицы. Появляется болезнь, которая выражается в виде одностороннего опустошения и приводит к хромоте. В первый месяц года дыхание-ци субстанции ян начинает растапливать лед, и таким образом дыхание-ци земли начинает выходить наружу. Когда говорится об одностороннем опустошении, то имеется в виду, что зимнего холода в это время уже не хватает в значительной степени, и потому подобное одностороннее опустошение приводит к хромоте. Когда говорится, что напрягается верхняя часть, и напряжение отдается в спине, то имеется в виду, что дыхание-ци субстанции ян в большом количестве устремляется вверх и вступает в борьбу, а потому напрягается верхняя часть. Когда говорится, что звенит в ушах, то это значит, что десять тысяч сущностей, связанных с дыханием-ци субстанции ян, наполняются в верхних отделах, и резко устремляются вверх, а потому и начинает звенеть в ушах» Когда говорится, что при обострении начинаются припадки бешенства и падучей, то подразумевается, что субстанция ян заканчивается в верхней части организма, а субстанция инь следует вниз, потому внизу преобладает опустошение, а вверху наполнение, что и приводит к припадкам бешенства и падучей. Когда говорится, что поверхностное (расположение дыхания-ци) приводит к глухоте, то имеется в виду, что это связано с нарушением движения дыхания-ци. Когда говорится, что проникновение вовнутрь приводит к немоте, это значит, что дыхание-ци субстанции ян, наполнившись до предела, должно пойти на убыль, а это и становится причиной немоты.. При невоздержанности в половых вопросах чрезмерно расходуется семя-цзин, что приводит к образованию недостаточности-цзюэ, в результате чего развивается потеря речи. Это связано с опустошением почек, в результате чего меридиан малый инь не доходит до речевого аппарата, а потому и возникает недостаточностъ-цзюэ. Когда говорится, что с меридианом малый ян связаны боли в сердце и в боку, то это значит, что меридиан малый ян соотносится со знаком сюй, так как знак сюй во временном цикле представляет сердце (он же обозначает девятый месяц), а в девятом месяце дыхание-ци субстанций ян заканчивается, а дыхание-ци субстанций инь наполняется, потому и возникают боли в области сердца и в боку. Когда говорится; что невозможно повернуться, то имеется в виду, что дыхание-ци субстанции инь выполняет функцию сохранения сущностей-объектов, а сохранение сущностей-обьектов подразумевает недвижимость. Потому-то и невозможно повернуться. Когда говорится, что доходя до крайней точки развития, движение выражается в прыжках, то имеется в виду, что в девятом месяце все десять тысяч сущностей-объектов приходят в упадок, завершая цикл, трава жухнет, а деревья теряют листья. Дыхание-ци субстанции ян в человеческом организме уходит с поверхности в отделы субстанции инь. Оно расцветает в нижних отделах, приводя к резким движениям, которые выражаются в виде прыжков. Когда говорится, что во время светлой субстанции ян человек дрожит в ознобе, вздрагивает от холода, то имеется в виду, что светлой субстанции ян соответствует знак у. Во время пятого месяца дыхание-ци субстанции ян наполняется и начинает рождаться субстанция инь. И как субстанция ян наполняется, а сверху накладывается субстанция инь, и в результате человек дрожит в ознобе, вздрагивает от холода. Когда говорится, что голени опухают, а бедра перестают двигаться, то имеется в виду, что в пятом месяце наполняется субстанция ян, и начинает появляться субстанция инь. Следовательно в пятом месяце субстанция ян начинает идти на убыль, а дыхание-ци субстанции инь начинает подниматься вверх. В результате голени опухают, а бедра перестают двигаться. Когда говорится, что затруднение дыхания связано с водой, то имеется в виду, что дыхание-ци субстанции инь, дойдя до низу, начинает опять подниматься вверх, а так как оно поднимается вверх, то патогенные факторы начинают действовать в пространстве между органами цзан и фу. Потому и говорится, что существует связь с водой. Когда говорят, что болит грудная клетка и не хватает воздуха, то имеется в виду, что дыхание-ци стихии воды скапливается во внутренних органах цзан и фу. Стихии воды соответствует дыхание-ци субстанции инь, а если дыхание-ци субстанции инь скапливается внутри организма, тогда ощущаются боли в груди и не хватает воздуха. Когда говорится, что болезнь развивается и в результате образуется недостаточность-цзюэ, то, имеется в виду, что больной не переносит людей, боится огня, когда он слышит звуки, соответствующие стихии дерева, у него возникает тревога и страх, а это значит, что в организме идет борьба между дыханием-ци субстанции ян и дыханием-ци субстанции инь, силы воды и огня противоречат друг другу, а потому больной тревожится и пугается. Когда говорится, что больной стремится к одиночеству, хочет закрыть окна и двери и оставаться изолированным внутри, то имеется в виду, что в организме протекает борьба между субстанцией инь и ян, так как силы субстанции ян истощаются, а субстанция инь расцветает, а потому больной и стремится уединиться дома, закрыв окна и двери. Когда говорится, что во время приступа больной хочет забраться на возвышение и петь песни,, сбросить с себя одежды и бегать голым, то имеется в виду, что возобновилась борьба между субстанцией ян и инь, и вовне преобладает воздействие субстанции ян, потому больной стремится сорвать с себя одежду и бегать голым. Когда говорится, что патогенные силы, попав во внутренние каналы сунь-ло, вызывают головную боль, непроходимость носа и пучение в животе, то это объясняется тем фактом, что патогенные силы движутся вверх по меридиану светлый ян, а когда они попадают в верхние отделы организма и по внучатым каналам сунь-ло проникают в меридиан сверх-инь, возникает головная боль, непроходимость носа и пучение в животе. Когда говорится, что в связи с меридианом сверх-инь распухает живот, то имеется в виду, что меридиан сверх-инь, соответствует знаку цзы, а в одиннадцатом месяце дыхание-ци десяти тысяч сущностей-предметов сберегается внутри. Потому и говорится, что распухает живот. Когда говорится, что при подъеме в сердце возникает отрыжка, то имеется в виду, что субстанция инь усиливается и поднимается вверх по меридиану светлый ян, а меридиан светлый ян связан с сердцем посредством канала-ло. Потому и говорится, что при подъеме в ердце возникает отрыжка. Когда говорится, что в результате приема пищи появляется тошнота, то имеется в виду, что пищевые продукты, разбухая в желудке, выплескиваются через верх, потому и говорится, что возникает тошнота. Когда говорится, что при восстановлении дефекации и отделении газов болезнь быстро идет на убыль, то имеется в виду, что в одиннадцатом месяце лунного календаря дыхание-ци субстанции инь убывает внизу, а дыхание-ци субстанции ян выходит вовне. Потому и говорится, что при восстановлении дефекации и отделении газов болезнь быстро идет на убыль. Когда говорится, что в связи с меридианом малый ян возникают боли в пояснице, то имеется в виду, что меридиан малый ян представляет девятый знак двенадцатеричного цикла шэнь (соответствует седьмому месяцу по лунному календарю), а в седьмом месяце дыхание-ци субстанции ян десяти тысяч сущностей начинает разрушаться, потому и возникают боли в области поясницы. Когда говорится, что при рвоте и кашле дыхание~ци поднимается вверх, и дыхание становится тяжелым, то имеется в виду, что дыхание-ци субстанции инь пребывает внизу, а дыхание-ци субстанции ян пребывает наверху. Если же все дыхание-ци субстанции ян скапливается на поверхности, тогда оно теряет опору, и, следовательно, при рвоте и кашле дыхание-ци поднимается вверх и дыхание становится тяжелым. Говорится, что при слабом организме нельзя долго стоять, и если встать после долгого сидения, тогда зрение затуманится, не сможешь ясно видеть. Это значит, что субстанции инь и ян находятся в неустойчивом состоянии, и у них нет контролирующей опоры, а потому, когда начинает развиваться дыхание-ци осени, первый иней ложится на землю, гибнут десять тысяч сущностей, а, следовательно, внутри истощаются субстанции инь и ян. Потому и говорится, что зрение затуманится, не сможешь ясно видеть. Когда говорится, что при недостаточности дыхания-ци человек склонен к раздражительности, то имеется в виду, что в организме дыхание-ци субстанции ян не упорядочивается. А раз дыхание-ци субстанции ян не упорядочивается, тогда дыхание-ци субстанции ян не может выходить наружу. Если дыхание-ци печени не упорядочивается и не может выходить наружу, застаиваясь внутри, значит больной становится склонным к раздражительности. Такая склонность к раздражительности называется сжигающей недостаточностью или цзянь-цзюэ. Когда говорится о том, что больной испытывает страх, будто его собираются арестовать, то имеется в виду, что когда дыхание-ци осени начинает развиваться, и десять тысяч сущностей еще не совсем пришли в упадок, в это время дыхания-ци субстанции инь еще мало, а дыхание-ци субстанции ян начинает уходить внутрь. В результате субстанции инь. и ян вступают в борьбу, а больной испытывает страх. Когда говорится, что больной не может и слышать запаха пищи, то имеется в виду, что в желудке нет дыхания-ци, а потому-то больной и не переносит запаха пищи. Когда говорится, что лицо чсрнеет, и становится похожим на цвет земли, то имеется в виду, что заканчиваются силы дыхания-ци осени, а потому происходят изменения цвета. Когда говорится, что при кашле начинает появляться кровь, то имеется в виду, что поврежден янский канал, так как дыхание-ци субстанции ян еще не наполнилось в верхней части организма, а канал переполняется. Это переполнение приводит к появлению кашля, а кровь выступает в носу. Когда говорится, что в связи с каналом недостаточный инь появляется грыжа туй-шань, а у женщин опухает нижняя часть живота, то имеется в виду, что знак меридиана недостаточный инь — это знак чэнь. Третий месяц характеризуется как субстанция инь внутри субстанции ян, так что в это время патогенные факторы проникают вовнутрь организма, потому и говорится, что появляется грыжа туй-шань и опухает нижняя часть живота. Когда говорится, что в позвоночнике в области поясницы ощущается боль, не позволяющая двигаться, то имеется в виду, что третий месяц лунного календаря — это время, когда десять тысяч сущностей, получая мощный импульс к развитию, расцветают и распускаются, и потому в это время больной, согнувшись вперед, не может разогнуться. Когда говорится, что появляется грыжа туй-лун-шань150 и образуются подкожные отеки, то имеется в виду, что субстанция инь в это время переполняется, а каналы разбухают, не успевая пропускать через себя дыхание-ци, а потому и возникает грыжа туй-лун-шань. Когда говорится, что в горле сухость, а внутри образуется жар, то имеется в виду, что борются между собой субстанции инь и ян, а потому образуется жар. Так как образуется жар внутри, в горле ощущается сухость. КОММЕНТАРИЙ 1. Желтый предок Хаун-Дй: один из легендарных основоположников китайской цивилизации, согласно традиционной китайской историографии, правил приблизительно в 26 веке до нашей эры. 2. Небесный наставник Ци-Бо: по одним источникам, придворный мудрец императора Хуан-Ди, а по другим небесный лекарь, который поведал людям об искусстве врачевания. 3. Совершенномудрые: согласно традиционного китайского мировоззрения, люди, совершенствуясь, могут достигать разных степеней развития. Существовала определенная градация достижений, среди которых высшим было достижение совершенной мудрости и, следовательно, необратимых изменений духа и плоти, дающих бессмертие. 4. Дыхание-ци: одна из основных категорий китайской организации, которая была присуща как человеку, так и вселенной. Рассматривалось не просто дыхание, как действие, которое производится легкими, а скорее весь комплекс процессов, поверхностным выражением которого является движение воздуха при вдохе и выдохе. Потому, в зависимости от контекстуальной реализации, данный термин может пониматься по-разному. Хотя в общем его можно определить как: материальный носитель процессов, приводящих к движению легкие в процессе дыхания. В этом термине одновременно реализуются признаки действия, состояния и объекта, что часто встречается в терминологии древнекитайской философии. 5. Восемь сочленений: имеются в виду восемь основных точек годового цикла, а именно, время начала четырех сезонов, а также дни зимнего и летнего солнцестояния и весеннего и осеннего равноденствия. 6. Точка знака гуй небесного цикла: соответствует десятому знаку десятеричного цикла, используемого наряду с двенадцатеричным земным циклом в китайской хронологии для обозначения любых отрезков временного цикла. Данный знак соотносится со стихией воды, а среди внутренних органов ему соответствуют точки. 7. Меридиан зачатия жэнь-май: один из восьми каналов чудесных меридианов. Он начинается внутри нижней части живота, выходит на поверхность в области промежности и поднимается вверх вдоль средней линии живота и грудной клетки, доходит до подбородка, разветвляется вокруг рта и заканчивается в области глаз. 8. Канал чун-май: один из восьми каналов чудесных меридианов. Начинается внутри нижней части живота, поднимается вверх по боковой части брюшной полости вместе с меридианом малый инь на ноге. Вверху соединяется с каналом жэнь-май и рассеивается в области рта, распределяясь по отверстиям иа голове. По направлению вниз он движется вместе с меридианом малый инь на ноге по внутренней поверхности бедра, по середине подколенной ямки, по голени, по задней поверхности внутренней лодыжки, заканчивается в области большого пальца стопы. 9. Меридиан светлый ян: один из шести янских меридианов. В данном случае имеется в виду меридиан желудка светлый ян на ирге. 10. Три янских меридиана: меридианы светлый ян, сверхян и малый ян. Они распределяются по рукам и ногам. Таким образом, когда говорится о трех янских меридианах, на самом деле имеются в виду все шесть янских меридианов. 11. Пять органов-цзан: имеются в виду органы, которые соотносятся с субстанцией инь, и их функция заключается в накоплении (цзан) ссмени-цзин, являющегося энергетической основой для соответствующих функций восприятия человеческого организма. Печень, сердце, селезенка, легкие, почки. 12. Шесть органов-фу: имеются в виду органы, связанные с субстанцией ян. Одна из их функций заключается в обеспечении жизнедеятельности соответствующих им парных органов-цзан. Эти органы включают желчный пузырь/желудок, толстый кишечник, тонкую кишку, мочевой пузырь и три обогревателя. В трактате «Ось духа» говорится: «Шесть органов-фу трансформируют воду и злаки, перемещают жидкости организма цзинь-е». 13. Путь-дао: идеальная траектория индивида в пространстве жизни, которая осуществляется в том случае, если человек не нарушает вселенских законов взаимодействия неба, земли и человека. 14. Эпоха средней древности: времена, которые следуют после эпохи высокой (глубокой) древности. Традиционно существуют разные толкования данного термина. В нашем случае подходит объяснение, согласно которого это время соответствует правлению легендарного императора Юя эпохи Ся (21 век до н.э.). 15. Четыре стадии временного цикла: имеются в виду как весна, лето, осень, зима, так и утро, полдень, вечер и полночь, а говоря в общем, их можно определить как зарождение, развитие, результат и сохранение, так как любой процесс во времени можно разделить на эти четыре стадии и описать их таким образом. 16. Восемь пределов: данный термин можно понимать как во временном, так и в пространственном смысле. При описании времени (небесный уровень) он подразумевает точки восьми сочленений, а при описании пространства (земной уровень) он называет восемь направлений по сторонам света. 17. Восемь ветров: это ветра восьми сторон света, а именно восточный, юго-восточный, южный, юго-западный, западный, северо-западный, северный, северо-восточный. 18. Мудрые люди сянь-жэнь: одна из степеней достижения совершенной мудрости, конкретные характеристики которой описываются в тексте. 19. Глубокая древность: то же что и высокая древность, а именно — время правления легендарных первопредков Хуан-Ди, Фу-Си и Шэнь-Нуна до 16 века до нашей эры. 20. Десять тысяч сущностей объектов: имеются в виду все объекты и сущности вселенной; 21. Сила-дэ: сила или потенция, которая накапливается индивидом как результат суммы усилий, направленных на следование пути-Дао. 22-25. Меридиан малый ян; меридиан сверх ян; меридиан сверх-инь; меридиан малый инь; в данном случае они обозначают соответственно дыхание-ци четырех сезонов в человеческом организме. 26. Врата рождения и роста: рождение и рост — это функции; соответствующие первым двум стадиям временного цикла. 27. В пределах шести границ имеется в виду пространство между небом и землей, которое обозначается как четыре стороны света, верх и низ. 28. Девять разделов земли: в традиционной китайской философии существовала концепция девятичленного деления мира. Таким образом, девять областей были как на небе, так на земле и в человеке. 29. Девять отверстий человеческого тела: это глаза, уши, нос, рот, половые органы и анус. 30. Двенадцать сочленений: в данном контексте можно понимать как двенадцать основных суставов человеческого тела, а именно, запястья, локти, плечи, бедра, колени, голени. Однако термин «двенадцать сочленений» может также пониматься как основные точки двенадцатеричного временного цикла. 31. Пять стихий: дерево, огонь, почва, металл, вода. Является одной из основных классификационных схем традиционного китайского мировоззрения. 32. Три разновидности меридианов: существует три иньских и три янских меридиана, которые соответственно называются недостаточный, инь, малый инь, сверх инь, светлый ян, сверх-ян и малый ян. 33. Ритмика цифр: имеется я виду правильное взаимодействие между вышеперечисленными классификационными схемами, которые описывают вселенские законы взаимодействия неба, земли и человека, и следование которым является основным требованием осуществления идеальной траектории индивида в жизненном пространстве, то есть пути-Дао. 34. Охранительное дыхание вэй-ци: вместе с питающим дыханием ин-ци осуществляет трансформации дыхания-ци литья и пищи, попадающих в организм. Охранительное дыхание вэй-ци действует, на поверхности тела, за пределами системы меридианов цзин-ло, осуществляя тем самым охранительные функции организма. 35. Синдром ветра: ветер рассматривается как основной патогенный фактор внешней среды, и болезни, вызванные в результате воздействия ветра; характеризуются головокружением, потерями сознания, конвульсиями, тремором, онемением. 36. Четыре патогенных фактора: в данном контексте — это холод, жара, влага и дыхание-ци, то есть ветер. 37. Тонки шу: специальные точки, которые непосредственно связаны с пятью органами-цзан, расположены на спине. 38. Ин-ци: дыхание-ци, которое вместе с охранительным дыханием вэй-ци осуществляет трансформации питья и пищи. Питающее дыхание ин-ци циркулирует внутри каналов и меридианов цзин-ло. 39. Пять вкусов: кислый, горький, сладкий, острый и соленый вкусы, соответствующие пяти органам-цзан. 40. Пять дворцов субстанции инь: образное название пяти органов-цзан. 41. Патогенное дыхание се-ци: патогенные факторы, которые приводят организм в состояние болезни. Сам иероглиф се обозначает отклонение от правильного пути-Дао, в результате чего и возникает заболевание. 42. Звук цзюэ: третья ступень китайского пятиступенного лада, соответствует Фа-диез в европейской темперации. 43. Звук чжиэн: четвертая ступень китайского пятиступенного лада, соответствует Ля в европейской темперации. 44 Звук гун: первая ступень китайского пятиступенного лада, соответствует Ре в европейской темперации. 45. Звук шан: вторая ступень китайского пятиступенного лада, соответствует Ми в европейской темперации. 46. Переднее и заднее иньские отверстия: Половые органы и анус. 47. Точки-си (ручьи): в главе «Рассуждение о точках дыхания-ци» говорится: «Небольшие соединения мышц называются ручьями-си». Обычно точки, в название которых входит данный иероглиф, располагаются на конечностях в области запястья или голеностопного Сустава, и рядом обычно располагаются точки гу-долины. 48. Звук юй: пятая ступень китайского пятиступенного лада, соответствует звуку Си в европейской темперации. 49. Каналы меридианов-цзин: основные пути движения дыхания-ци в крови в человеческом теле. Они главным образом расположены по вертикали, и таким образом противопоставляются каналам ответвлениям-ло, которые расположены горизонтально и соединяют меридианы-цзин между собой. Перевод иероглифа цзин словом меридиан является традиционным и довольно условным, так как не отражает всей многозначности китайского иероглифа, подразумевающего также идеальную структуру расположения многочисленных составляющих в систему, упорядоченное общей идеей переплетение нитей, элёментов объектов. 50. Каналы ответвления-ло: каналы расположенные горизонтально; соединяющие между собой мёридианы-цзин, и вместе с ними образующие систему цзин-ло, по которой осуществляется циркуляция крови и дыхания-ци в организме как на поверхности, так и во внутренних отделах. 51. Точки долины-гу: ряд точек, в которые входит иероглиф гу - долина, обычно располагаются на конечностях рядом с точками ручьями-сй. 52,53. Поверхностный-бяо и глубинный-ли уровни: данные понятия применяются для классификации расположения болезней в организме, чтобы различать болезни, которые действуют на поверхности, от болезней, глубоко проникающих в организм и воздействующих на внутренние органы. 54. Магия-сюань: имеется в виду учение о таинственном, так как иероглиф сюань обозначает цвет ночного неба на зимнее солнцестояние. 55. Трансформация хуа: сопоставляется с субстанцией инь и отражает возможный распад элементов системы в процессе ее перехода в новое структурное состояние, тогда как сам переход называется изменением-бянь и соотносится с субстанцией ян. 56. Восемь потерь и восемь прибылей: в комментаторской традиции «Су-вэнь» существуют разные толкования данного термина. Сами цифры, семь и восемь, соотносятся с субстанциями инь и ян, так семерка является выражением малого ян, а восьмерка — малого инь. А иероглифы потеря-сунь и прибыль-и обозначают процесс роста и убыли лунных фаз. С другой стороны, некоторые комментаторы конкретно объясняют семь потерь как: 1. Нарушение движения дыхания-ци; 2. Потерло сёмени-цзин; 3. Нарушение биения пульса; 4. Ухудшение подвижности дыхания-ци; 5. Повреждение двигательной функции суставов в результате нарушения циркуляции; 6. Закрытие всех отверстий организма; 7. Истощенце крови. А восемь прибылей толкуют как: 1. Укрепление семени-цзин; 2. Успокоение дыхания-ци; 3. Хорошая работа органов-цзан; 4. Укрепление костей; 5. Гармонизация пульса; 6. Питание крови; 7. Усиление питательных жидкостей организма; 8. Регулирование состояния тела. Однако существуют и другие описания. 57. Восемь небесных законов: имеются в виду восемь сочленений, а также восемь ветров, соответствующих восьми направлениям света. 58. Пять принципов земли: имеются в виду принципы взаимодействия пяти стихий. 59. Шесть меридианов: имеются в виду меридианы сверх-ян, светлый ян, малый ян, сверх-инь, малый инь и недостаточный инь, то есть все меридианы человеческого тела. 60, 61. Места чи и цунь, имеются в виду места на запястье, в которых определяется пульс посредством ощупывания. 62. Широкое свечение гуан-мин: имеется в виду Передняя часть тела, в которой субстанция ян проявляется наиболее сильно и широко, а одним из основных проявлений силы ян является свет. 63. Великий подъем тай-чун: имеется в виду зона наибольшего сосредоточения субстанции инь, одновременно может указывать на меридиан сверх-инь и меридиан чун-май. 64. Точка чжи-инь: точка меридиана мочевого пузыря сверх-ян на ноге, располагается на внешней стороне ноги на мизинце, на расстоянии 0,1 цуня от основания ногтя. Можно приблизительно перевести её название как «крайнее выражение субстанций инь». 65. Точка мин-мэнь: точка контролирующего заднесрединного меридиана ду-май, расположена на срединной линии спины в области поясницы, между остистыми отростками второго и третьего поясничных позвонков. Ее название можно приблизительно перевести как «врата судьбы». 66. Свет субстанции ян: имеется в виду меридиан светлый ян. 67. Точка ли-дуй: точка меридиана желудка светлый ян на ноге, расположена на втором пальце стопы с внешней стороны, около основания ногтя. Название точки можно очень приблизительно перевести как «опасное отверстие», потому что второй иероглиф дуй обозначает одну из восьми триграмм, и таким образом значение его слишком широко, чтобы передать его несколькими словами. 68. Точка цяо-инь: точка меридиана желчного пузыря малый ян на ноге, расположена на четвертом пальце стопы с внешней стороны, около основания ногтя. Приблизительно ее название можно перевести как «субстанция инь, выходящая через отверстие». 69. Точка инь-бай: точка меридиана селезенки сверх-инь на ноге, расположена на большом пальце ноги с внутренней стороны, около основания ногтя. Название точки можно приблизительно перевести как «скрытая белизна». 70. Точка июн-цюань: точка меридиана почек малый инь на ноге. Расположена в центре стопы. Название можно перевести как «бьющий источник». 71. Точка да-дунь: точка меридиана печени недостаточный инь на ноге. Расположена на большом пальце ноги с внешней стороны, около основания ногтя. Название можно приблизительно перевести как «большое утолщение». 72,73. Обрывистый пульс-сюань и прерывающийся-цзюэ: таким называется пульс, который при прощупывании постоянно прерывается, как будто вот-вот прекратится совсем. Такой пульс является признаком поражения дыхания-ци желудка. 74. Истощение дыхания-ци фэн-сяо: название синдрома, при котором истощается дыхание-ци организма, тело худеет, становится слабым. 75. Недостаточность ветра фэн-цзюэ: название синдрома, который в данном контексте выражается в виде страхов, болей в области спины, отрыжки; больной при этом много зевает. 76. Крюкообразный пульс-гоу: такой пульс, когда приходит, ощущается сильно, а когда уходит, теряет силу. 77. Пульс-мае: такой пульс характеризуется преобладанием субстанции инь, и когда он приходит, ощущается немного опустошенным и поверхностным. Данный пульс соотносится с легкими. 78. Пульс-сянь: когда пульс резкий, с преобладанием субстанции ян, он называется сянь. Дыхание-ци в этом случае приходит в место биения пульса отчетливыми, прямыми и длинными ударами. Этот пульс соответствует печени. 79. Каменный пульс-ши: когда субстанция ян приходит в место биения пульса и прерывается, как будто субстанция ян скрывается внутри, тогда подобный пульс называют каменным-ши. Дыхание-ци приходит глубокими сильными ударами. Этот пульс соответствует почкам. 80. Текущий пульс-лю: в этом случае удары пульса протекают под пальцами легко и ровно, дыхание-ци приходит мягкое я гармоничное. Пульс соответствует селезенке. 81. Шэн: мера жидкости и сыпучих тел, приблизительно равна 1,04 литра. 82. Каменная водянка ши-шуй: один из видов водянки в китайской классификации, характеризуется отсутствием нарушения дыхания, отечностью в нижней части живота. 83. Осушение-сяо: болезнь, Которая характеризуется истощением больного в результате истощения жизненных соков организма, так как внутри действует жар, а потому больной одновременно ощущает сильную жажду и пьет много жидкости. 84. Болезнь горла хоу-би: болезнь, которая выражается в отеке горла, что приводит к нарушениям дыхания. Сам термин би обозначает онемение или потерю чувствительности в результате нарушения циркуляции дыхания-ци и крови. 85,86. Зал благоухания и чудесная башня: образные названия для покоев, подходящих для хранения истинных знаний. . 87. Сочетание шести с шестью соединениями: имеется в виду шесть построений щестидесятидневного цикла, составляющих один год. 88. Сочетание девятки с девяткой: в результате образуется число 81, которое считалось выражением полноты и законченности сложной системы, в Манном случае, человеческого организма. 89. Сочленение дыхания цзе-ци: имеется в виду 24 периода, которые составляют один год и играют большую роль в китайской хронологии при определении самых разных параметров жизни, связанных с течением времени. 90. Гномон: солнечные часы, прибор для определения времени посредством измерения длины солнечной тени. 91. Знак цзя: первый знак десятеричного цикла небесных стволов. Существует последовательность этих знаков: цзя, и, бив, дин, у, цзи, гэн, синь, жэнь, гуй. Каждая пара знаков соответствует одной из пяти стихий. Эти знаки сочетаются с двенадцатеричной последовательностью земных ветвей, образуя таким образом шестидесятеричный цикл. Двенадцать земных ветвей таковы: цзы, знру, ивь, мао, чэнь, сы, у, вэй, щэнь, сюй, хай. 92. Три дыхания-ци: имеются в виду дыхания-ци неба, земли и человека. 93. Верховный владыка Шан-Ди: имеются в виду владыки времен высокой древности. 94. Период хоу; одно из делений годового цикла, которое насчитывает пять дней. Одновременно данный иероглиф обозначает деление человеческого организма на девять областей. 95. Преодоление шэн: одна из иерархических связей между пятью стихиями; подробнее об этом смотри в предисловии. 96. Начало весны ли-чунь: начало весты, один из 24 периодов года цзе-ци или членений дыхания-ци, который относится к первой половине первого лунного месяца. 97. Избыточность тай-го: одна из характеристик состояния дыхания-ци в организме, которая свидетельствует о полноте дыхания-ци и противопоставляется недостаточности бу-цзи. 98. Разнузданность дыхания-ци или и-инь: также имеется в виду избыточность дыхания-ци. Сам иероглиф «инь» имеет ряд значений, таких как: разврат, порок, соблазн, излишество, распущенность, разгул, затяжной дождь, похоть и т.д. Он указывает на отсутствие контроля над желаниями плоти, в результате чего возникает заболевание, связанное с избыточностью дыхания-ци. 99. Период цзе-ци: можно приблизительно перевести как «доля дыхания-ци» или «членение дыхания-ци». Период года длительностью в пятнадцать дней. 100. Точка жэнь-ин: точка меридиана желудка светлый ян. Расположена на шее, на расстоянии полутора цуней в сторону от кадыка. В этой точке, также, как и на запястье, определяются пульсы во время постановки диагноза. 101. Точка цунь-коу: место на запястье, через которое проходит меридиан сверх-инь на руке. Является местом определения пульса во время постановки диагноза. 102. Нарушение проходимости легких фэй-би: имеется в виду нарушение циркуляции дыхания-ци в легких, которое обозначается термином би. 103. Врата душ-гуй: имеются в виду поры на коже. 104. Силы гуй-щэяь: имеется в виду воздействие духов Гуй и Шэнь, представляющих собой два разных аспекта энергии организма. 105. Цзю Дай-цзи: один из легендарных врачей высокой древности наставник Ци-Бо. 106. Маленькие иглы вэй-чжэнь: один из девяти типов игл, используемых в иглотерапии. 107. Спокойный зал: имеется в виду мочевой пузырь. 108. Нефритовый механизм юй-цзи: имеется в виду высшая степень пути-дао. 109. Обратное движение ни: имеется в виду нарушение циркуляции дыхания-ци. 110. Правильное направление движения шунь: движение ци по меридианам и каналам согласно центробежным и центростремительным законам. 111. Ударяющий пульс-бо: пульс, характеризующийся сильными и резкими ударами. 112. Опустошение-сюй: одна из основных характеристик состояния организма, которая противопоставляется наполнению-инь. 113. Рассеянные точки сань-Шу: согласно одних комментариев — это меридианные точки, а по другим — промежуточные точки, расположенные по основным суставам на руках и носах. 114. Реальгар минерал. 115. Лесс: вид почв, распространенных в Китае. 116. Болезнь синь-шань: термин шань обычно применяется в случаях, которые аналогичны грыжам в европейской медицине, но в этом случае имеется в виду не конечный результат, а сущности процесса, и в этом заключается основная сложность переводов названий и описаний заболевании, применяемых в традиционной медицине. Для китайских медицинских традиций более свойственно акцентировать внимание не на внешней симптоматике, а на направлении развития патологического процесса, начиная с какой-то отправной точки. 117. Болезнь Цяи: Словарь даст значение «моховое поветрие», «эпидемическое заболевание», «проказа», однако основное значение термина заключается в том, что в результате длительного воздействия синдрома ветра данное заболевание появляется в соотвстствующих каналах. 118. Область чи: находится на канале легких, ассоциируется так же с тонкой чи-цзе, одной из; трех— точек на запястье, в которой определяется пульс. 119; Грубый большой пульс цу-да: характеризуется широтой и большой интенсивностью. 120. Напряжённый пульс-сянь, иероглиф сянь имеет значение «напряженность натянутой струны», он характеризуется напряженным ударами по краям и сниженной интенсивностью в центре. 121-130. Гэнь, синь, жэиь, гуй, цзя, и, бин, дин, у, цзи: дни под знаками примятого в Китае десятеричного небесного цикла. 131. Болезнь вэй-даны в данном случае иероглиф вэй обозначает желудок, а иероглиф дань обозначает заболевание, связанное с нарушением обмена веществ в организме. 132. Болезнь шанг-ся: в данном контексте можно перевести как грыжа или внутреннее затвердение. 133. Болезнь ци: иероглиф ци может переводиться и как «бешенство, возникающее в результате укуса зараженного ЖИВОТНОГО». 134-137. Чэнь, сюй, чоу, вэй: обозначения двух часовых периодов принятого в Китае разделения суток на 12 частей. 138. Каналы сунь-ло: самые маленькие циркуляции крови и дыхания-ци, которые располагаются непосредственно под кожей. 139. Метод смешанного укалывания му-цэ: основной принцип этого метода заключается в том, что если болезнь сосредоточена справа, то колоть следует, слева и наоборот. 140. Нижние точки шу: специальные точки внутренних органов, расположенные в нижних частях тела. 141. Жидкости организма цаинь-е: питательные жидкости организма, такие как желудочный сок, лимфа и т.п. 142. 143. Слюна-сянь, слюна-чуй: различие между этими видами слюны, согласно древнекитайским комментариям, заключается в том, что сянь выделяется губами, а чуй — около зубов. 144. 28 созвездий: в китайских традициях принято учитывать влияние на судьбу человека 28 основных созвездий видимой с территории Китая части звездного неба. Зодиакальные созвездия в Китае отличаются от европейских не только по общему числу и названиям, но и по сочетанию, входящих в них звезд. Так, например, пятое созвездие «синь» — «сердце включают звезды: Антарес, и созвездия «Скорпион», двенадцатое созвездие «Вэй» — «Дух Вэй» включает звезды: «Водолеи» и «Пегаса» и т.д. 145. Точки соединения хэ: точки, расположенные в местах соединения больших костей или мышц. 146. Болезнь фу-лян: название болезни связано с тем, что она скрыта глубоко в брюшной полости, и в результате больной испытывает очень сильное внутреннее напряжение, которое по своей силе можно уподобить несущей балке строящегося дома. 147. Рассеянный канал сань-май: относительно расположения этого канала в литературе встречаются разные точки зрения. В одном из комментариев говорится, что канал сань-май представляет собой место, где рассеивается одно из ответвлений бе-ло канала светлый ян. 148. Игла-цай: одна из девяти видов игл, используемых в китайской медицине. 149. Гимнастика дао-инь: традиционная техника психофизического тренинга, которая включает в себя различные движения и дыхательные упражнения. 150. Грыжа туй-лун-шань: заболевание, сопровождающееся опуханием половых органов, нарушением мочеиспускания и появлением подкожных отеков. Таблица китайских мер, встречающихся в книге Жэнь — мера длины, равная около 2,5 м My — мера длины, равная 1,16 га (в древности до III в. н.э. ок. 225 м2) Ли — мера длины, примерно 0,5 км (в древности ок. 400 м) Фынь — мера длины и площади, равная 0,1 цуня, 0,01 чи, 0,1 му Цзинь — мера веса, около 0,5 кг (в древности 228:258 г. Цинь — мера площади, около 6 га Цунь— мера длины, равная 3,2 см (в древности i,4-2,7 см). Чжан — мера длины, в совр. исчислении 3,2 (в древности 1,9-3,4 м) Чи — мера длины, равная 32 см (в древности 24-27 см) Шэн — мера объема,, равная 1,04 л (в древности 0,19-0,34 л) http://praktika.narod.ru
|