«Основания» и «средоточия» |
Теория «оснований» (根 гэнь)1 и «средоточий» (结 цзе) во многом сходна с теорией «вершин» (标 бяо) и «корней» (本 бэнь). В обоих случаях имеется в виду взаимосвязь каналов на конечностях с туловищем и головой. Кроме того, в отдельных случаях местоположение «оснований» и «корней», «средоточий» и «вершин» совпадает. Тем не менее, существуют выражения: «выше „оснований“ имеются „корни“» (根之上有本) и «выше „средоточий“ имеются „вершины“» (结之上有标).
Конкретное описание мест расположения «оснований» и «средоточий» имеется в каноне «Лин шу»: «„Основание“ тай-ян [мочевого пузыря] находится в Чжи-инь [V.67], „средоточие“ — во „вратах жизни“. „Врата жизни“ — это глаза2.„Основание“ ян-мин [желудка] находится в Ли-дуй [E.45], „средоточие“ — в Сан-да3. Сан-да — это Цянь-эр4. „Основание“ шао-ян [желчного пузыря] находится в [Цзу-] цяо-инь [VB.44], „средоточие“ — в Чуан-лун5. Чуан-лун — это в ушах… „Основание“ тай-инь [селезенки] находится в Инь-бай [RP.1], „средоточие“ — в Тай-цан6. „Основание“ шао-инь [почек] — в Юн-цюань [R.1], „средоточие“ — в Лянь-цюань [VC.23]. „Основание“ цзюэ-инь [печени] — в Да-дунь [F.1], „средоточие“ — в Юй-ин7, связывается в Тань-чжун8» (табл. 11).
Записей об «основаниях» и «средоточиях» ручных Инь и Ян каналов в сохранившихся до наших дней вариантах канона «Лин шу» нет. Однако в книге Ян Цзичжоу (1522—1620 гг.) «Чжэнь цзю да чэн» (Великие достижения иглоукалывания и прижигания, 1601 г.) имеется такая запись: «В каноне „Лин шу“ сказано: „Основание“ тай-инь [селезенки] находится в Инь-бай [RP.1], „средоточие“ — в Да-бао [RP.21]. „Основание“ шао-инь [почек] находится в Юн-цюань [R.1], „средоточие“ — в Лянь-цюань [VC.23]. „Основание“ цзюэ-инь [печени] находится в Да-дунь [F.1], „средоточие“ — в Юй-тан [VC.18]. „Основание“ тай-ян [мочевого пузыря] находится в Чжи-инь [V.67], „средоточие“ — в глазах. „Основание“ ян-мин [желудка] находится в Ли-дуй [E.45], „средоточие“ — в Цянь-эр. „Основание“ шао-ян [желчного пузыря] находится в [Цзу-] цяо-инь [VB.44], „средоточие“ — в ушах. „Основание“ ручного тай-ян [тонкого кишечника] находится в Шао-цзэ [IG.1], „средоточие“ — в Тянь-чуан [IG.16] и Чжи-чжэн [IG.7]. „Основание“ ручного шао-ян [Сань-цзяо] находится в Гуань-чун [TR.1], „средоточие“ — в Тянь-ю [TR.16] и Вай-гуань [TR.5]. „Основание“ ручного ян-мин [толстого кишечника] находится в Шан-ян [GI.1], „средоточие“ — в Фу-ту [GI.18] и Пянь-ли [GI.6]. [В каноне «Лин шу»] нет записей об [„основаниях“ и „средоточиях“] трех [ручных] Инь-каналов, поэтому не осмеливаюсь давать комментарии». Из приведенных отрывков следует, что все «основания» расположены в точках-истоках на конечностях, а «средоточия» — в определенных местах или точках на голове, груди и животе. В широком смысле не следует рассматривать в качестве «средоточий» какие-то определенные точки, тем более что в каноне «Лин шу» при описании «средоточий», как правило, нет указаний на конкретные точки, а все комментарии появились позже. Кроме того, поскольку в каноне «Лин шу» нет описания «оснований» и «средоточий» ручных каналов, а также четких указаний на то, что речь идет именно о ножных каналах, можно предположить, что в данном случае подразумевалось шесть пар каналов по их принадлежности к определенной степени Инь и Ян, а «средоточия» — это места соединения канальной Ци ручных и ножных каналов с одинаковыми названиями:
Знаменитый врач Доу Ханьцин (1196—1280 гг.) также предложил термин «четыре „основания“ и три „средоточия“» (四根三结). То есть каналы на четырех конечностях являются «основаниями» и называются «четырьмя „основаниями“», а в определенных местах на трех частях тела (голове, груди и животе) — «средоточиями», называются «тремя „средоточиями“». В данном случае термины «основания» и «средоточия» применяются в более широком значении. В главе «Основания и средоточия» канона «Лин шу» также описаны точки — «основания» (根), «течения» (溜), «потоки» (注) и «вливания» (入) шести ручных и ножных Ян-каналов. Точки «вливания» подразделяются на нижние и верхние. Все точки, кроме верхних точек «вливания», расположены на конечностях ниже локтевых и коленных суставов, что делает их схожими с пятью шу-точками (истоки, ручьи, быстрины, реки, устья). Верхние точки «вливания» расположены на шее. Следует также отметить, что в приведенной выше цитате из книги Ян Цзичжоу (1522—1620 гг.) точки «вливания» ручных Ян-каналов соотносятся со «средоточиями». В каноне «Лин шу» говорится: «„Основание“ ножного тай-ян [мочевого пузыря] находится в Чжи-инь [V.67], „течение“ — в Цзин-гу [V.64], „поток“ — в Кунь-лунь [V.60], „вливание“ — в Тянь-чжу [V.10] и Фэй-ян [V.58]. „Основание“ ножного шао-ян [желчного пузыря] находится в [Цзу-] цяо-инь [VB.44], „течение“ — в Цю-сюй [VB.40], „поток“ — в Ян-фу [VB.38], „вливание“ — в Тянь-жун [IG.17] и Гуан-мин [VB.37]. „Основание“ ножного ян-мин [желудка] находится в Ли-дуй [E.45], „течение“ — в Чун-ян [E.42], „поток“ — в Ся-лин9, „вливание“ — в Жэнь-ин [E.9] и Фэн-лун [E.40]. „Основание“ ручного тай-ян [тонкого кишечника] находится в Шао-цзэ [IG.1], „течение“ — в Ян-гу [IG.5], „поток“ — в Сяо-хай [IG.8], „вливание“ — в Тянь-чуан [IG.16] и Чжи-чжэн [IG.7]. „Основание“ ручного шао-ян [Сань-цзяо] находится в Гуань-чун [TR.1], „течение“ — в Ян-чи [TR.4], „поток“ — в Чжи-гоу [TR.6], „вливание“ — в Тянь-ю [TR.16] и Вай-гуань [TR.5]. „Основание“ ручного ян-мин [толстого кишечника] находится в Шан-ян [GI.1], „течение“ — в Хэ-гу [GI.4], „поток“ — в Ян-си [GI.5], „вливание“ — в Фу-ту [GI.18] и Пянь-ли [GI.6]. Эти точки следует использовать при избытке в двенадцати каналах» (табл. 12).
Последующие поколения врачей, на основании длительного клинического опыта, постоянно обогащали описанные выше теории, сформировав различные принципы сочетания и выбора точек. Теория «оснований» и «средоточий», так же как и теория «вершин» и «корней», отражает функциональную связь каналов и их точек на конечностях с туловищем и головой и наоборот, что имеет важное руководящее значение в выборе вариантов лечения. Например, в книге «Чжэнь цзю цзюй ин» (Собрание цвета иглоукалывания и прижигания, 1529 г.) говорится: «При болезнях головы и лица укалывайте Чжи-инь [V.67]». В данном случае голову и лицо следует рассматривать как «средоточие» ножного тай-ян канала мочевого пузыря, а мизинец стопы (место расположения точки Чжи-инь V.67) — как его «основание». Можно применять и обратный порядок, то есть при появлении болезней на конечностях, руководствуясь принципом «при болезни внизу использовать точки вверху» (下病上取), выбрать для лечения точки на голове или туловище. В настоящее время описанные теории получают все большее развитие в методах сочетания точек при лечении болезней.
|