БОЛКИ В ОБЛАСТТА НА РЪЦЕТЕ. Разтриват се болезнените места с чисто борово масло. ИЗГАРЯНИЯ ОТ ТРЕТА СТЕПЕН. Приготвя се маслена емулсия (борово масло и спермацет (китова мас) в пропорция 30:70% и се мажат изгорените места.
...
Умственный труд и здоровье — постоянно обсуждаемый вопрос. Многие люди считают, что чрезмерная мыслительная деятельность вредна: быстро выпадают волосы, возникают заболевания коронарных сосудов сердца и т. д. Однако, есть и противники такого мнения, которые в качестве примера приводят имена долгожителей — мыслителей и ученых, а также результаты современных исследований, которые доказывают, что при мыслительной деятельности здоровье не ослабевает.
Здоровье человека определяется тем, как рационально он занимается умственным трудом. Интеллектуалы-долгожители, как правило, достигали преклонного возраста из-за того, что были искусны в умственном труде. Когда же человек не искусен в мыслительной деятельности, он неизбежно подорвет свое здоровье. В древних книгах описан такой случай: один буддийский монах вошел в комнату и в потемках раздавил баклажан. Ему показалось, что он раздавил какую-то живую душу. Он постоянно думал об этом, плохо спал, пол ночи во сне видел, что душа безвинно погибшего стучит в дверь и требует его жизни. Едва дождавшись утра, монах открыл дверь и увидел раздавленный им баклажан. Этот монах плохо спал лишь одну ночь, у него без всякой причины возникли беспокойства, он сильно заболел. Всем известно идиоматическое выражение: «Змейка в бокале — тень от лука», означающее испуг от созданного собственным воображением. Оно может служить примером. В древности один человек был в гостях и увидел в своем бокале с вином змейку. Он почувствовал тошноту, однако отказаться выпить было неудобно. После того, как он выпил, в душе постоянно стал думать, что проглотил змею, таким образом сильно заболел. Когда он наконец узнал, что в бокале отражалась тень от висевшего на стене лука, «внезапно прозрел, думы рассеялись, серьезный недуг вдруг прошел». Его болезнь в действительности была «болезнью сердца», а именно болезнью, вызванной чрезмерными размышлениями. Длительные психические мучения могут вызвать или способствовать возникновению множества болезней (например, рака). В этом точки зрения китайской и западной медицины полностью совпадают. Описанные выше примеры доказывают, что чрезмерные беспокойства, концентрация мысли на незначительных делах вызывает нарушение нормального порядка жизни и наносят вред здоровью. Однако, в реальной жизни подобные примеры встречаются очень часто.
Некоторые люди начинают беспокоиться из-за пустяков, например, наблюдая общение супруга с лицами противоположного пола, при незначительных неудачах на работе боятся, что начальство и сослуживцы будут высокомерны с ними и т. д. Эти беспокойства связаны с межличностными отношениями. Также есть некоторые ситуации беспокойства в жизни, когда, например, у некоторых людей возникает боль в области печени, они считают, что это рак печени; некоторые молодые люди соотносят свое состояние с различными болезнями, описанными в медицинских журналах, беспокоятся, что их родинки превратятся в рак, плохой цвет лица свидетельствует о белокровии, а некоторые молодые мужчины, совершенно не имея опыта половой жизни, постоянно беспокоятся, не стали ли они уже импотентами… Все беспокойства подобного рода невозможно перечесть. В результате, «если ничего не было, то возникнет, не было болезни, а появится».
В одной из древних книг говорится: «Постоянные подозрения непременно вызовут болезнь сердца». В книге приводится случай, когда один человек по имени Ли Пань постоянно подозревал, что кто-то хочет отравить его, поэтому закрывал колодец на замок и пил воду только из этого колодца. Он опасался так называемой «болезни сердца» и в конце концов заболел. Автор книги подвел итог: «Много подозрений — это корень болезни». Почему же подозрения могут послужить причиной болезни? Традиционная китайская медицина считает: «Когда подозрения чрезмерны, сердце не управляет». В данном случае под «сердцем» подразумевается высшая психическая деятельность («сердце управляет светом души»). Если подозрения постоянны, нарушаются нормальные функции «управления светом души». В традиционной китайской медицине сердце называется «органом-владыкой», так как управляет всеми другими внутренними органами, непосредственно влияет на их состояние. «Когда владыка неумен, двенадцать внутренних органов в опасности», могут возникнуть всевозможные болезни.
Когда «сердце не управляет», нарушается циркуляция жизненной Ци, в организм легче проникает внешняя патогенная Ци (ветер, холод, летний зной, сырость). Говоря словами современной медицины, снижаются иммунные функции организма. В результате понижается аппетит, нарушается сон, возникает подавленное психическое состояние, в организме человека образуется недостаток Ци и крови. При подавленном психическом состоянии также может возникнуть явление застоя Ци печени. Таким образом, напрасные размышления могут нанести вред организму во многих отношениях, незаметно для человека подорвать его здоровье. Есть ли способ решить этот вопрос? Есть. Во первых, следует совершенствовать свою мыслительную деятельность, быть великодушным и иметь широкой взгляд на вещи, не испытывать излишней подозрительности. Во вторых, поскорее избавляться от подозрительности, отчетливо оценивать окружающую действительность.
Чрезмерная подозрительность наносит вред организму, а отсутствие мысли также опасно для здоровья. Как же избежать вреда? Вредны для организма только чрезмерная мыслительная деятельность и неумение контролировать свои мысли. «Человек не может не мыслить». Мышление является одним из специфических инстинктов человека. Приведение ума в движение может повысить умственные способности человека. Однако, всякое дело должно иметь предел. Если размышления чрезмерны, повреждается организм. Среди пяти цзан-органов с мыслительной деятельностью наиболее тесно связаны сердце и селезенка. У здорового человека Ци и кровь в достатке, сердце получает питание, поэтому может нормально выполнять функции «управления светом души», позволяя человеку быть сообразительным и придерживаться правильного хода мыслей. Селезенка — источник образования питательной Ци и крови, выполняет функции транспортировки и трансформации пищи и жидкости в очищенные питательные вещества, распространяет их по всему организму. Когда функции сердца и селезенки нормальны, психическая и мыслительная деятельность человека тоже нормальны. Если же размышления и умственный труд чрезмерны, может возникнуть истощение Ци и крови, что приведет к появлению ряда симптомов, которые в традиционной китайской медицине объединяются понятием «недостаток в сердце и селезенке»: пожелтение лица, похудание, снижение аппетита, утомляемость, одышка, снижение памяти, бессонница и т. д. Это очень часто случается с людьми, которые не уделяют должного внимания самоконтролю. Длительные и чрезмерные размышления могут вызвать недостаток Ян сердца. По представлениям китайской медицины, недостаток Ян сердца проявляется в сильном сердцебиении, одышке, учащенном дыхании, боли в сердце, похолодании ступней и ладоней, аритмии, посинении губ, бледности, холодном поте и т. д. Люди, занимающиеся умственным трудом (например, писатели, бухгалтеры, преподаватели), весь день склоняются над столом, их движения ограниченны, нарушается циркуляция Ян Ци груди, жидкости тела не могут свободно распространяться по всему организму для питания и увлажнения мышц, происходит их застой, образуется болезнетворная флегма, легко возникают «ревматизм груди», боль в сердце и другие болезни.
Людям, занятым умственным трудом, для поддержания здоровья следует обратить пристальное внимание на следующие условия: 1. Мышление не должно быть слишком длительным. Чтение книг, написание статей требует многих часов работы. Когда наступит небольшая усталость, следует встать из-за стола и немного подвигаться. Также не надо заниматься этим весь день с утра до вечера. Если человек длительное время ломает голову над какой-то проблемой, в голове возникает тяжесть, но он не может найти верное решение, следует немного расслабиться, пойти погулять, послушать музыку, это поможет разрешить вопрос. Длительные размышления повреждают сердце и селезенку, истощают Ци и кровь. Почему же размышления вызывают недостаток Ци и крови? В древних книгах приводится следующее объяснение: «При размышлениях нарушается свободная циркуляция Ци и крови, возникает их застой, нагреваются и не рассеиваются. Длительные размышления могут вызвать недостаток Ци и крови, возникнет болезнь, приводящая к безвременной кончине». Таким образом, длительные размышления не только бесполезны, но и могут приблизить смерть человека.
2. Следует уделять внимание физической закалке. Еще в давние времена в некоторых школах китайской медицины проводились занятия по физкультуре, но не с игрой в мяч или бегом, как в нынешние времена, а с тренировками по у-шу, дыхательной гимнастикой даоинь. В древности среди образованных людей и конфуцианцев также было немало владеющих фехтованием и единоборствами. Например, известный поэт Ли Бо (701—762 гг.) был очень искусен в фехтовании. Если при напряженных занятиях умственным трудом не закалять организм, заметно ухудшится физическое состояние, организм чаще подвержен инфекционным заболеваниям. В древних книгах по китайской медицине говорится: «При размышлениях возникает недостаток в сердце, получает свободу патогенная Ци». В настоящее время многие люди, занимающиеся умственным трудом, также понимают пользу закалки, но, ссылаясь на занятость, упорно не занимаются закаливанием организма. С годами же все чаще возникают болезни, вызванные недостатком движений.
3. Питание и повседневная жизнь должны иметь свои закономерности. Питаться и отдыхать следует в надлежащее время. Если увлеченно работать, отказавшись от сна и забыв о пище, ощущается необычайный моральный подъем, но здоровью наносится вред. В книгах по китайской медицине приводится старая легенда. Жил один ученый. Когда он начинал заниматься, забывал о еде. Однажды перед ним явился человек в пурпурной одежде и сказал: «Ты не можешь так долго размышлять. Если будешь поступать таким образом дальше, я умру». Когда ученый спросил, кто он, человек в пурпурной одежде ответил: «Я — дух пищи». То есть длительные занятия умственным трудом, когда забывают о еде, могут вызвать утрату источника питания. Ученый из этой легенды осознал свои ошибки и восстановил нормальные закономерности питания.
В настоящее время некоторые люди, занимающиеся умственным трудом, из-за особенностей своей деятельности или ограниченных условий (например, редакторы газет или писатели) не могут вставать и ложиться как обычные люди. В этом случае необходимо придерживаться жизненных закономерностей, обеспечивать себе достаточный отдых и правильное питание. Только тогда организму не будет нанесен значительный вред. Также следует уделить внимание рабочей обстановке и способам умственной деятельности, стараться не допускать бессмысленных рассуждений.
Внешние повреждения тела человека наиболее заметны и очевидны, в то время как вызванное чрезмерной мыслительной деятельностью внутреннее истощение организма ощутить трудно, а часто и невозможно. Еще в книге «Хуан ди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем), написанной более двух тысяч лет назад, указано на связь мыслительной деятельности и состояния здоровья: «Снаружи не изнуряйте свое тело в делах, внутри не беспокойте себя устремлениями мысли. Тогда тело не изматывается, душа не рассеивается, проживете сто лет» («Су вэнь»).
Умственная деятельность должна быть рациональной. Кроме соблюдения описанных выше трех условий занятия умственным трудом, следует также обратить пристальное внимание на следующее обстоятельство: нельзя излишне напряженно думать о предметах внешнего мира. В древних книгах дается указание: «Не думайте о музыке и женской красоте, не думайте об успехах и неудачах, не думайте о приобретениях и убытках, не думайте о славе и позоре. Тогда сердце не переутомится, душа не истощится». Это может уменьшить бремя мыслительной деятельности, продлить жизнь.
Радость и гнев могут отражать состояние здоровья человека. Еще в древности обнаружили, что изменения в настроении могут отражать возникающие в организме реакции. Так, в книге Цзи Кана «Ян шэн лун» (Рассуждения о питании жизни) говорится: «Если принять потогонное лекарство, иногда пот и не выступит. Но если человек почувствует стыд, он сразу же покрывается потом». В древних книгах писали: «Неужели же радость и гнев, скорбь и веселье не наносят вред человеку?». В народе говорят: «Веселье сокращает жизнь, гнев ведет к старости, драчуны худеют, великодушные толстеют».
Человек всегда испытывает симпатию и антипатию, имеет склонность и отвращение. Изменения настроения человека также идут из симпатии и антипатии. Любовь и ненависть часто переплетаются и сливаются воедино. Если человек не в состоянии контролировать свои эмоции, большие и малые дела имеют свои крайности, обычно возникает изменчивое состояние духа. Сунь Сымяо (581—682 гг.) предложил следующий способ: «Когда в сердце любовь, не стоит любить глубоко; когда в сердце отвращение, не стоит испытывать глубокое отвращение. В любом случае повреждается естество, ранится душа. Также не стоит глубоко восхвалять. Также не стоит глубоко осуждать. Надо всесторонне исследовать дело, обнаружить собственные отклонения и скорее их устранять».
Хотя причины и проявления гнева и радости различны, их влияние на состояние организма сходно. Во первых, «если не сдерживать радость и гнев, повреждается жизнь». Во вторых, «радость и гнев вызывают аномальное поднятие Ци, когда она не в состоянии опуститься вниз; повреждается печень». В обоих случаях возникает болезнь. С точки зрения традиционной китайской медицины, это относится к проявлению аномального поднятия Ци. «Размышления больше всего повреждают душу, радость и гнев больше всего повреждают Ци». Движение крови в организме человека происходит благодаря «подталкиванию» Ци. Когда Ци движется беспорядочно, нарушается нормальная циркуляция крови, что вызывает всевозможные патологические изменения.
Конечно, вызываемые большим гневом и большой радостью повреждения также совсем неодинаковы. Считается, что «большая радость повреждает сердце, большой гнев повреждает печень». Эти состояния раздельно описаны ниже. Большой гнев повреждает печень. По представлениям традиционной китайской медицины, печень отвечает за хранение и регулировку крови всего организма. Кровь печени выполняет функции увлажнения и питания всего организма. Особенно в питании кровью нуждаются глаза и сухожилия, так как «печень управляет сухожилиями, открывается в глаза». При нормальном состоянии, когда глаза получают питание кровью, они становятся зоркими, когда сухожилия получают питание кровью, суставы мягкие и подвижные. Причин повреждения крови печени очень много. Эмоциональные изменения — одна из самых распространенных и важных.
Традиционная китайская медицина также считает, что для организма очень важна нормальная циркуляция Ци печени. Необходимо поддерживать душевные силы и душевное состояние в гармонии, чтобы на душе было приятно и легко. Когда человек приходит в состояние гнева, изменяется нормальное легкое психическое состояние, нарушается свободная циркуляция Ци печени, что может вызвать аномальное движение Ци печени. Например, когда люди сердятся, часто возникает боль в боках или ощущение дискомфорта в подреберьях, снижается аппетит, возникает боль в животе, понос, вплоть до рвоты, кровавой рвоты и других симптомов. В традиционной китайской медицине эти симптомы объединяются названием «аномальный поперечный ток Ци печени, угнетение селезенки-Земли». При нарушении циркуляции Ци печени, она скапливается внутри, происходит ее застой, легко возникает возгорание огня печени, активация ветра в печени. Основные симптомы этих явлений — головная боль, головокружение, онемение и тремор ступней и ладоней, вплоть до обморока.
Современные исследования также свидетельствуют, что напряженное психическое состояние (гнев, беспокойство, страх и др.) может вызвать повышение артериального давления, нарушение функций желудка и кишечника или способствовать возникновению язвенной болезни кишечника и двенадцатиперстной кишки, а также заболеваний коронарных сосудов сердца, вплоть до смерти. Основную причину следует искать в сильном гневе, повреждающем печень. Некоторые люди считают, что можно подавлять свой гнев. Это якобы не принесет вреда ни другим людям, ни своему организму. Действительно, если человек испытывает сильную ненависть, это не наносит вреда другим людям, но в первую очередь серьезно повреждается собственный организм. В древних книгах описаны случаи, когда некоторые ученые люди скрывали свое настроение, насильно подавляли гнев. При таком подавлении гнев скапливается внутри, в результате повреждается печень и угнетается селезенка, возникает неустойчивость в ста сосудах. Современная медицина также придерживается подобных взглядов. Если какое-то время подавлять эмоциональные проявления, это приводит к еще более резкой реакции вегетативной нервной системы: повысится артериальное давление, возникнут сопровождающие это явление характерные симптомы.
Лучше всего для здоровья — насколько возможно избегать гнева. Все древние книги по китайской медицине, конфуцианские, буддистские и даосские каноны призывают не гневаться. В одном из даосских стихотворений по «питанию жизни» говорится:
«Если даос желает вскармливать жизнь, Во первых — пусть поменьше негодует».
Как же можно меньше гневаться? В одной древней книге говорится: «Когда на сердце нож, совершенный человек снисходителен и добродетелен; когда под рекой огонь, ничтожный человек питает злобу и губит тело». То есть следует быть терпимым. Большая радость повреждает сердце. Радостное дело может воодушевить душевные силы человека. Почему же радость может повредить сердце? Традиционная китайская медицина считает: «Сердце управляет светом души». Сердце — это центр устремлений души и мыслительной деятельности. Любое чрезмерное изменение состояния души может повредить сердце. Большая радость — одно из ярких проявлений изменения души. В основном повреждение сердца отражается на рассудке. Основным проявлением большой радости является возбужденность. «Когда радость не имеет границ, повреждается душа; когда повреждается душа, возникает безумство; когда возникает безумство, не хранятся мысли». Конечно, в реальной жизни подобные явления случаются крайне редко. Однако, чрезмерная возбужденность вызывает у людей головокружение, усиление сердцебиения, часто наблюдаются бесконтрольные действия и слова. Некоторые люди могут расплакаться, хотя слезы в данном случае не являются проявлением печали. Если у человека изначальная нехватка Ци сердца, тогда при сильной радости рассеивается Ян Ци, усиливается болезнь. Из-за большой радости может возникнуть болезнь, которая в современной медицине называется стенокардией. В общем, человеку необходима радость, «когда радость — Ци в гармонии, свободна циркуляция питательной и защитной Ци» , но если радость чрезмерна, она может нанести серьезный вред организму.
Считается, что шутки удлиняют жизнь. Однако они также должны иметь предел. В книгах по китайской медицине говорится: «Шутки — это корень сбережения квинтэссенции Ци. Но если много смеяться, повреждаются почки, возникает боль в пояснице». Таким образом, сильный и частый смех может вызвать боль в пояснице и животе, то есть фактически способствовать возникновению болезни. «Если много смеяться, повреждаются цзан-органы, когда повреждаются цзан-органы, возникает боль в пупке и животе, если это происходит длительное время, — повреждается Ци». Некоторые люди стремятся к возбуждению, собираются вместе, чтобы для своего увеселения сыграть злую шутку, дико кричат, беспрестанно хохочут, это может повредить квинтэссенцию Ци, вызвать «безудержность душевных сил, содрогание Ци и крови», возникновение болезни. Шутки должны быть уместными. Если же действовать, как заблагорассудится, веселье может обернуться печалью.
Выше описаны две распространенных причины резкого изменения состояния духа, вызывающие повреждение организма. Действительно, у человека есть семь эмоциональных факторов (радость, страх, тоска, тревога, горе, гнев, испуг), их чрезмерное проявление во всех случаях может вызвать повреждение организма. В повседневной жизни у каждого человека встречаются изменения семи эмоциональных факторов. Если он в состоянии управлять ими, это принесет огромную пользу здоровью.
Глубокое пристрастие к «музыке и женской красоте, собакам и лошадям» с древних времен считалось воплощением бессмысленности и порочности. Если тщательно проанализировать смысл выражения «музыка и женская красота, собаки и лошади», нетрудно заметить, что кроме «женской красоты» остальные составляющие этого выражения можно отнести к развлечениям. В древние времена некоторые люди, кроме «собак и лошадей», страстно увлекались петушиными боями и боями сверчков, игрой в ножной мяч (древняя игра с каменным шаром), охотой, катанием на коньках, вскармливанием соколов… кроме «музыки» — спектаклями, игрой на музыкальных инструментах и т. д. Если все эти увлечения не достигают степени глубокого пристрастия, парализующего волю, их вряд ли можно считать порочными. Формы и разновидности современных развлечений заметно отличаются от развлечений древности. Жители китайских городов очень редко содержат собак, но часто выращивают голубей, практически не ездят верхом на лошадях, предпочитая мотоциклы, играют в карты, посещают дискотеки, забавляются с электронными игрушками. Так как же отражаются эти повседневные развлечения на здоровье?
Большинство современных развлечений могут принести как пользу, так и вред. Если развлечения имеют меру, они полезны, если же чрезмерны, — вредны. К положительным сторонам развлечений можно отнести расслабление психики, повышение умственных способностей, закаливание организма. Какой же вред организму могут нанести чрезмерные развлечения? Как можно предотвратить его? Избегать развлечений, вызывающих страх. В книге «Сань юань янь шоу шу» (Книга трех основ продления жизни) упоминается о играх, наносящих вред здоровью маленьких детей. Например, игрушечные насекомые или чертики могут вызвать у ребенка испуг. Если для собственного развлечения намеренно не поддерживать ребенка, который еще не умеет сидеть и стоять, или щекотать его, это может вызвать очень сильное раздражение психики ребенка. Из-за страха у ребенка могут возникнуть кошмарные сновидения, судороги и психические нарушения. В современной жизни также очень часто используют различные способы развлечения детей, оказывающих на их здоровье плохое влияние. Например, некоторые родители для расширения кругозора своих детей и воспитания храбрости часто берут их с собой в зоопарк или в парк, что само по себе очень хорошее дело. Но из-за того, что индивидуальные врожденные способности и характер каждого ребенка различны, иногда они могут испугаться, подойдя близко, например, к горилле. Многие аттракционы в парках также могут вызвать сильное сердцебиение и рвоту у пугливых или слабых детей. Среди «семи эмоциональных факторов» самое большое влияние на здоровье детей оказывает страх.
Страх также является очень распространенной причиной, вызывающей болезни у взрослых. В древней книге встречается легенда, в которой один человек, возвращаясь вечером с прогулки в горы, неожиданно впервые в своей жизни увидел великана, который пьяным спал у ворот монастыря. Этот человек сильно испугался. В результате, возвратясь домой, заболел. У него появилось частое мочеиспускание — до 50—60 раз в день. В народе говорят: «Обделаться и обмочиться от страха». Традиционная китайская медицина считает, что причиной возникновения этого явления может быть оседание Ци, вызванное сильным испугом. Следствием страха могут быть не только указанные проявления, но и другие болезни: «Утрачивается крепость Ци желчного пузыря, становится беспокойной душа, возникает недостаток в сердце, потливость, пища теряет вкус». Кроме того, «когда не рассеивается страх, повреждается квинтэссенция Ци, возникают ломота в костях и судороги, происходят поллюции». Страх также может вызвать повреждение внутренних органов: «Когда возникает аномальное поднятие Ци, происходит кровавая рвота». Все это вызывает очень серьезное повреждение организма.
Испуг также может вызвать психические нарушения. Традиционная китайская медицина считает: «Страх вызывает неустойчивое душевное состояние, беспорядочный ток Ци в организме». Кроме того, «большой страх повреждает почки. Если страх не рассеивается, повреждается воля, человек становится подавленным. Это путь сокращения жизни». Самое сильное повреждение психики может вызвать сумасшествие. В трактате «Хуайнань-цзы» говорится: «Большой страх вызывает сумасшествие». Согласно теории традиционной китайской медицины, сумасшествие возникает из-за «беспорядка рассудка». Этот «беспорядок» может быть вызван сильным гневом или сильным испугом. «Когда пренебрегают опасностью, душа разума улетает, а душа тела рассеивается. Когда забавляют дикие крики животных, душа в страхе и беспокойстве».
Развлечения не должны быть утомительными. Во многих развлечениях нет ничего плохого для организма. Однако, если не знать меры, можно серьезно повредить свое здоровье. Когда всю ночь играют в карты, мацзян (китайское домино) или шахматы, танцуют, чтобы взбодриться, пьют крепкий чай, кофе, курят, едят, нарушают обычные жизненные закономерности. «Развлекаясь» подобным образом, можно ослабнуть за несколько дней. Если это продолжается месяцы и годы, организм будет полностью разрушен.
Все любят песни и танцы. Однако, когда человек слушает песни или смотрит танцы, нельзя вести себя ненормально. В книге «Люй ши чуньцю» (Весны и осени господина Люя, III в. до н. э.) говорится: «Слушая музыку, достаточно лишь спокойно наслаждаться самому». То есть, слушая музыку, надо лишь поддерживать устойчивое и спокойное душевное состояние. Хорошая музыка и живопись очень нравятся людям, поднимают настроение, удлиняют жизнь. Но если не научиться быть умеренным, очень скоро они могут нанести вред. Поэтому даже при разумных развлечениях ни в коем случае не следует допускать переутомления. Кроме того, во всех развлечениях нельзя в забывчивости «душой метаться как обезьяна, мыслями скакать как лошадь».
Здоровые развлечения подходящей длительности и силы укрепляют жизненные силы человека, в противном случае могут серьезно подорвать здоровье и не принести никакой пользы.
В традиционной китайской медицине «флегмой» называется производное патологического процесса в организме. Понимание термина «флегма» в китайской и западной медицине совершенно неодинаковое. По представлениям западной медицины, флегма — это секрет, выделяющийся из слизистой оболочки легких и бронхов при воспалении. Китайская медицина считает: «Селезенка — источник образования флегмы, легкие — орган хранения флегмы». При кашле отделяется видимая флегма. Внутри организма может скапливаться невидимая флегма. В последнем случае подразумевается один из факторов, вызывающих болезнь (например, очень часто причиной возникновения головокружения, сумасшествия, обморока или золотухи считается скопление флегмы в организме). С выплевыванием флегмы происходит распространение инфекции, что не только негигиенично, но придает непривлекательный вид, является очень плохой привычкой. Если рассмотреть плевок на улице, нетрудно заметить, что в нем содержится определенная часть слизи из носа. Слизь в носу — это результат болезни в полости носа. Так, во время насморка в носу скапливается большое количество вязкой желтой слизи. Когда человек плачет, в носу также может появиться слизь: слезы через носослезный канал проникают в полость носа.
Некоторые люди, не страдая болезнями легких или носа, имеют дурную привычку постоянно сплевывать слюну, что не только некрасиво, но и вредно для организма. Почему же выплевывание слюны может нанести вред организму? Потому что слюна не является болезнетворным веществом. Напротив, она очень полезна организму. В древности уделяли большое внимание умножению слюны. Есть такой рассказ: в царстве Вэй в эпоху Троецарствия (220—265 гг.) жил один долгожитель по имени Хуанфу Лун, которому было больше ста лет. Физически он был крепок, имел острый слух и зрение, румяное лицо. Император очень ему завидовал и однажды спросил, в чем же секрет его долголетия и здоровья. Старик ответил, что ежедневно утром следует наполнить рот слюной, а затем проглотить ее, вслед за этим 14 раз постучать зубами. Это способ он называл «выплавление квинтэссенции Ци». Впоследствии возникло выражение: «Надо несколько раз постучать зубами, часто сглатывать слюну».
Традиционная китайская медицина считает: «Тело человека — источник животворной влаги». Жидкости различных частей организма имеют различную форму: «В коже — пот, в мышцах — кровь, в почках — квинтэссенция Ци, во рту — слюна, в селезенке скрыта флегма, в глазах — слезы». Слюна обладает свойствами увлажнения мышц и питания внутренних органов. Когда выделяются пот, кровь, квинтэссенция Ци, флегма или слезы, они не могут «вновь вернуться назад». Лишь «возвратившаяся» слюна вновь принимает участие в жизнедеятельности организма.
Польза слюны для организма очевидна. Если человек в течение нескольких часов «с пеной у рта» выступает с речью, он затем плохо ест, так как из-за недостатка слюны желудок не получает необходимого питания и увлажнения, что неизбежно приводит к нарушению функций пищеварения. Западная медицина объясняет это явление следующим образом: слюна — это смесь жидкости, выделяемой слюнными железами, и муцина, выделяемого множеством мелких слюнных желез в полости рта. Содержит амилазу, расщепляющую крахмал до мальтозы. При нормальных условиях в организме взрослого человека ежедневно выделяется 1—1,5 литра слюны, облегчающей проглатывание пищи. Китайская медицина оценивает слюну еще выше. В древних медицинских книгах она сравнивается с «золотым отваром» и «яшмовой наливкой». Понимание также более глубокое. Считается, будто слюна бьет ключом из «сладкого родника», собирается во рту, превращаясь в жидкость, питающую организм, рассеивается по всему телу, словно «сладкая роса» вливается во внутренние органы, увлажняет мышцы, укрепляя тело человека и продлевая молодость.
В одной древней медицинской книге есть запись: «Некоторые люди любят плеваться, расходуя жидкости и иссушая тело». Иногда стараются плевать много и с силой. В этом случае «повреждается квинтэссенция Ци, со временем возникают болезни легких, тяжесть в ступнях и кистях рук, боль в позвоночнике и кашель». Врачи, занимающиеся вопросами «питания жизни», призывают: «Общее правило — не плюйте!». В одной древней книге также говорится: «Лучше плевать мало, чем много. Лучше не плевать, чем плевать мало». Таким образом, отказ от выплевывания слюны — это очень хороший способ поддержания здоровья. Врачи, занимающиеся вопросами «питания жизни», выступают за то, чтобы «весь день не плевать, постоянно сглатывать слюну, что позволит сохранить квинтэссенцию Ци, придать человеку цветущий вид». Это называется «способом возвращения слюны».
Таким образом, следует всячески избегать любого расходования слюны. Также надо стараться искоренить привычку слюнить пальцы при подсчете денег или перелистывании страниц книги. Эта дурная привычка не только приводит к расходованию слюны, но и способствует распространению болезни, может вызвать заражение собственного организма.
http://psyconsultation.org/
„Ние сме трима: ти, аз и болестта. Чиято страна вземеш, тя ще победи.“-Авицена