Сигурно малцина от вас са имали възможността да посетят традиционна китайска аптека.Тя разбира се е като всяка една друго по света- с рафтове и чекмеджета отрупани с лекарства. Но тук, ако надникнете в чекмеджетата, ще видите странни неща, които не сте предполагали, че могат да лекуват.
...
КТМ предлагаю вашему вниманию главу из книги Овечкин, А.М. Основы чжень-цзю терапии
ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ
Этиология является наукой о причинных факторах заболеваний. Патогенез изучает механизмы, посредством которых развивается, проявляется и изменяется течение заболевания. Традиционная китайская медицина считает, что нормальным является как гармония человека с окружающей средой, так и правильное совместное функционирование всех внутренних органов. Это состояние не стабильно, а находится в состоянии постоянной саморегуляции в определенных физиологических рамках, называемых гомеостазом. Если внешние патогенные факторы превышают адаптивные способности организма, или же организм сам не в состоянии контролировать свои функции, то это равновесие нарушается и возникает болезнь
1. ЭТИОЛОГИЯ Вызывать заболевания могут самые различные факторы, которые традиционная китайская медицина делит на две большие группы: экзогенные (внешние) — шесть внешних патогенных факторов, токсический и эпидемический фактор: и эндогенные (внутренние) — семь настроений, физическое перенапряжение, неправильное питание. Симптомы и признаки каждого заболевания отражают патологические реакции поврежденного организма на па тогенный фактор. Поэтому причинные факторы могут изучаться по объективным проявлениям болезни и по путям внедрения патогенного фактора в организм. Изучение этиологии основывается на глубоком понимании характерных клинических проявлений, вызываемых воздействием каждо го этиологического фактора в отдельности и при их сочетаниях.
1.1. ШЕСТЬ ВНЕШНИХ ПАТОГЕННЫХ ФАКТОРОВ Ветер, холод, жара, летний зной, сырость и сухость являются шестью климатическими факторами и в нормальных условиях не вызывают патологических изменений в организме- и известны как «шесть типов ЧИ». Эти факторы могут вызывать заболевание лишь тогда, когда они чрезмерны или внезаппны, или когда ослаблена сопротивляемость организма, 'Заболевания, вызванные «шестью климатическими факторами», тесно связаны с сезонами года: так, весной заболевания чаще всего вызываются ветром, летом — жарой и летним зноем, в конце лета — сыростью, осенью — сухостью, а зимой — холодом. Поэтому эти заболевания также называется «сезонными болезнями». Путями проникновения внешних патогенных факторов являются кожа, рот и нос, поэтому эти заболевания называются также «внешними заболеваниями». Каждый из шести патогенных факторов может повреждать организм самостоятельно и в комплексе с другими. Кроме того, при определенных состояниях патогенные факторы могут трансформироваться друг в друга. Например, жар может вызвать сухость в связи с истощением жидкостей тела. Ниже приводится краткое описание шести внешних патогенных факторов.
1.1.1. ВЕТЕР Ветер является одним из самых распространенных патогенных факторов и проявляет свою силу во всех сезонах года, однако наиболее часто весной. Ветер наиболее легко внедряется в организм при обильном потении и во сне. Следует заметить, что кроме патогенного ветра существует и «очищающий ветер», воздействие которого на организм весьма благоприятно и способствует изгнанию патогенных факторов. Таких ветров восемь (БА ФЭН): с первого дня весны наиболее благоприятен северо-восточный ветер, дня весеннего равноденствия — восточный, с первого дня лета — юго-восточный, со дня летнего солнцестояния — южный, с первого дня осени — юго-западный, со дня осеннего равноденствия — западный, с первого дня зимы — северо-западный, со дня зимнего солнцестояния — северный. Ветер является главным патогенным фактором, тогда как остальные (холод, жар, сырость, сухость и летний зной) зависят от предшествующего внедрения ветра. Патогенный ветер может комбинироваться не только с пятью остальными патогенными факторами, но также и с флегмой, образуя ветер-флегму. Ветер является патогенным фактором типа ЯН и характеризуется распространением «вверх и наружу», поэтому чаще всего поражает верхнюю часть тела, незащищенные части тела и закрывает «отверстия тела», что проявляется головной болью, заложенностью носа, жжением и болями в горле, опуханием лица и потливостью. Ветер, дует порывисто и характеризуется быстрым распространением, поэтому вызванные им заболевания также быстро изменяются, появляются и исчезают. Так как ветру свойственно постоянное движение, то внедрение его в организм сопровождается шумом в ушах, головокружением, дрожью тела, судорогами и спазмами мускулатуры. Проникновение ветра на поверхность организма проявляется типичными признаками простудных заболеваний, стадии которых классифицируются по поражению «трех ЯН и трех ИНЬ» (см. ниже), что отражает глубину проникновения патогенного фактора. Однако, ветер может сразу проникнуть внутрь организма и поражать первичную ЧИ каналов и органов.
1.1.2. ХОЛОД Холод является преобладающим патогенным фактором зимой, но менее интенсивный холод может встречаться и в других сезонах года. Внедрение патогенного холода облегчается при неадекватной одежде, сильном холодном ветре, после потения и особенно при резком переохлаждении, вызванном промоканием одежды. Холод является патогенным фактором типа ИНЬ и истощает энергию ЯН ЧИ организма, в результате чего страдают процессы согревания организма и появляется похолодание конечностей, боли в животе, поносы и обильная светлая моча. Холод обладает свойствами сокращения и застоя, что ведет к нарушению открывания и закрывания «отверстий тела», спазмам сухожилий и мышц и нарушению циркуляции ЧИ и крови. Это проявляется сухостью кожи, болями, непереносимостью холода и ригидностью конечностей.
1.1.3. СЫРОСТЬ Сырость (влажность) является преобладающим патогенным фактором поздним летом и в начале осени. Заболевание вызывается длительным пребыванием во влажных помещениях, потением и длительным пребыванием в воде. Сырость характеризуется тяжестью и туманностью, что проявляется головокружением, чувством тяжести в голове, скованностью суставов, гноящимися ранами, мокнущей экземой кожи. Сырость имеет черты вязкости и застоя, поэтому эти заболевания обычно текут вяло и длительно, а лечение их требует большой выдержки и настойчивости. Сырость относится к патогенному фактору типа ИНЬ, она разрушает ЯН и блокирует пути циркуляции ЧИ. Это проявляется чувством переполнения в животе, затруднением мочеотделения, мягким стулом. Так как селезенка «предпочитает сухость и не любит сырость», то патогенная сырость повреждает ЯН селезенки, что приводит к чувству переполнения и распирания в животе, снижению аппетита, запорам и отекам.
1.1.4. СУХОСТЬ Сухость является основным патогенным фактором осенью, когда в регионе Китая стоит очень сухая погода. Сухость истощает жидкости тела и приводит к сухости кожи, горла, языка, истончению волос, запорам и скудному мочеотделению. Сухость нередко поражает легкие, что ведет к нарушению их способности рассеивать ЧИ, опускать ее вниз и увлажнять, что проявляется сухим кашлем со скудной мокротой, которая нередко имеет кровянистый цвет.
1.1.5. ЖАР Жар вызывается избытком ЯН ЧИ и наблюдается летом. Патогенный жар имеет три основные степени выраженности: огонь (максимальная), жар (средняя) и тепло (минимальная) . Жар является патогенным фактором типа ЯН и обладает свойствами теплоты и поднятия вверх. Клиническими проявлениями этих свойств жара являются высокая лихорадка, беспокойство, головная боль и покраснение глаз, потливость, язвочки во рту и на языке. При разрушении патогенным жаром души (ШЭНЬ) возникает психическое беспокойство, эмоциональное возбуждение, а в тяжелых случаях — кома. Патогенный жар истощает (высушивает) жидкость ИНЬ, что проявляется сильной жаждой, сухостью рта и губ, запорами и скудным количеством интенсивно желтой мочи. Когда патогенный жар поражает кровь, то происходит ускорение кровообращения, а в тяжелых случаях кровь выходит из сосудов, что проявляется носовыми кровотечениями, кровохарканием, гематурией. При скапливании патогенного огня в определенных областях тела происходит распад крови и тканей, приводя к образованию фурункулов, карбункулов и абсцессов.
1.1.6. ЛЕТНИЙ ЗНОЙ Летний зной встречается только летом. Внедрение этого патогенного фактора происходит при перегревании на солнце или длительном пребывании в плохо проветриваемых помещениях. Летний зной характеризуется очень сильным жаром и является патогенным фактором типа ЯН, трансформировавшимся из огня. Это проявляется высокой лихорадкой, обильным потом и учащением пульса. Летний зной характеризуется распространением вверх, рассеиванием и высушиванием жидкостей тела. При этом он обычно поражает голову, вызывает расстройства зрения и головокружение. Патогенный летний зной приводит к раскрытию отверстий тела и вследствие обильного потения происходит истощение жидкости ИНЬ, что проявляется сухостью кожи, полости рта и горла. Вследствие резкого истощения ИНЬ наступает и коллапс ЯН, что проявляется сонливостью, утомляемостью, головокружением и потерей сознания. Так как летом часто наблюдается и повышенная влажность, то патогенные факторы летний зной и влажность часто одновременно поражают организм. Клинические проявления внедрения летнего зноя — влажности включают в себя головокружение, тяжесть в голове, чувство нехватки воздуха, тошноту, плохой аппетит, поносы, быструю утомляемость, лихорадку, беспокойство и жажду. Кроме шести внешних патогенных факторов имеется еще один — инфекционно-эпидемический фактор. Его проявления схожи на патогенный жар, однако ввиду его высокой токсичности и свойству вызывать эпидемические вспышки в традиционной китайской медицине он описывается отдельно. Кроме заболеваний, вызываемых шестью внешними патогенными факторами, существует много заболеваний на почве функциональных расстройств ЦЗАН-ФУ органов, которые имеют те же клинические проявления, что и заболевания вследствие внешних патогенных факторов. Для исключения двусмысленности и конкретизации состояния и путей возможного лечения функциональные расстройства определяют как «эндогенный ветер, жар, сырость, сухость и холод». Описание последних приводится в главе, посвященной дифференцировке синдромов ЦЗАН-ФУ органов.
1.2. СЕМЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В традиционной китайской медицине различают следующие семь настроений: радость, страх, тоска, тревога, горе, гнев и испуг. Эти эмоции встречаются в норме и присущи каждому человеку. Однако, сильные, продолжительные или внезапные эмоциональные реакции могут привести к срыву регуляторных способностей организма, особенно если субъект к ним особенно чувствителен. При этом расстраиваются органы ЦЗАН-ФУ и возникает болезнь. Так как эмоции не непосредственно действуют на Чи и кровь, то они играют основную роль в развитии так называемых «эндогенных» (внутренних) заболеваний. ЦЗАН-ФУ органы связаны с определенными эмоциями и при избытке последних страдают именно они, а именно: гнев поражает печень, радость — сердце, горе и тоска — легкие, тревога — селезенку, а страх и испуг — почки. Наиболее тесно связаны с эмоциональными факторами сердце, печень и селезенка. Семь эмоциональных факторов могут поражать один ЦЗАН-орган, или несколько, проявляясь сначала функциональными нарушениями, при длительном течении которых не исключается перерастание в органические расстройства и расширение сферы этих расстройств.
1.3. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЕ, ГИПОДИНАМИЯ И СТРЕСС Неправильное питание также может стать причиной развития целого ряда заболеваний и поражать организм следующими тремя путями: а) Переедание и недоедание. Количество потребляемой пищи должно соответствовать потребностям организма. Если же пищи потребляется больше чем нужно, страдает селезёнка и желудок. Клинически это проявляется отрыжкой, срыгиванием, распиранием и болями в эпигастральной области, потерей аппетита и расстройствами стула. Недоедание также может привести к ряду заболеваний, так как при этом нарушается образование ЧИ и крови, что проявляется похуданием и ослаблением защитной ЧИ. б) Чрезмерное увлечение отдельными видами пищи. Питание должно быть сбалансированным и только при таком питании человек в достаточном количестве получает все питательные вещества. Пристрастие к холодной и сыройпище повреждает ЯН селезенки и ведет к возникновению внутреннего холода и сырости; злоупотребление алкоголем, жирной, сладкой и очень пряной пищей вызывает сырость сердца, образование флегмы и застой ЧИ и крови. в) Потребление некачественной пищи. Если пища несвежая, загрязнена или отравлена, то нарушаются функции селезенки и желудка, что проявляется болями и распираранием в животе, тошнотой, рвотой, поносами. Загрязненная пища может также вызывать паразитарные заболевания. Физическое напряжение, гиподинамия и стресс. Адекватные физические упражнения и отдых не вызывают заболеваний, а играют важнейшую роль в их профилактике. Однако, перенапряжение и стресс истощают жизненную энергию и, особенно, ВЭЙ ЧИ. Избыточная сексуальная активность истощает ЧИ почек, что проявляется утомляемостью, болями в пояснице и коленях, импотенцией, непроизвольным семяизвержением и дисменореей. При отсутствии физической активности нарушается циркуляция ЧИ и крови, ослабляется функция ЦЗАН-ФУ органов и особенно селезенки, снижается сопротивляемость организма к заболеваниям.
1.4. ТРАВМЫ И УКУСЫ НАСЕКОМЫХ И ЖИВОТНЫХ Травматические повреждения, такие как раны, контузии, переломы костей, ожоги и контрактуры мышц при поднятии тяжестей вызывают отек мышц, застой крови и ЧИ. При внедрении внешней патогенной ЧИ через пораженную область, а также при массивной кровопотере или повреждении внутренних органов может быть потеря сознания и судороги. При укусах насекомых и животных появляется кровотечение, боль и повреждение кожи, а при отравленных укусах возможны и системные проявления (потеря сознания, рвота) или даже летальный исход.
1.5. ФЛЕГМА, ЖИДКОСТЬ И ЗАСТОЙ КРОВИ Флегма, жидкость и застой крови являются продуктами дисфункции ЦЗАН-ФУ органов. При их образовании они сами начинают действовать на внутренние органы и ткани — как прямым путем, так и косвенным (через застой ЧИ и крови), что вызывает или усугубляет течение различных заболеваний.
1.5.1. ФЛЕГМА И ЖИДКОСТЬ (ТАНЬ ИНЬ) Флегма является результатом накопления жидкости тела и вследствие дисфункции легких, селезенки и почек она трансформируется во флегму. Нарушение водного обмена вследствие дисфункции вышеуказанных органов приводит к задержке жидкости и нарушению ее распределения в организме. Заболевания, приводящие к образованию флегмы и диспропорции жидкости, очень разнообразны, поэтому различают следующие категории флегмы и жидкости: 1. Влажная флегма ШИ-ТАНЬ развивается вследствие нарушения трансформирующей функции селезенки на почве ослабления ее ЯН и задержки патогенной сырости. Это проявляется тяжестью в конечностях, распиранию в животе, медленным пульсом, желтушноетью лица, язык бледный и покрыт толстым налетом, обильная легко отходящая мокрота. Может произойти всплывание наружу сырости и флегмы, что проявляется образованием болезненных узелков на суставах и мышцах. 2. Сухая флегма ЦЗАО ТАНЬ: при дисфункции легких происходит возгорание жара, при этом нормальные жидкости тела начинают трансформироваться во флегму. Клинические проявления: кашель с вязкой скудной мокротой, бледность лица, одышка. 3. Флегма-ветер ТАНЬ-ФЭН развивается при нарушении опускающей и рассеивающей функции легких и при проникновении ветра в печень, что приводит к активизации элементов дерево и огонь, при взаимодействии которых из жидкости тела образуется флегма. Клинические проявления: психические расстройства, такие как депрессия, беспокойство, шумное дыхание, судороги конечностей, чувство переполнения и заложенности в груди, нитевидный пульс, землистый цвет лица. 4. Флегма-жар ТАНЬ-ЖЭ появляется при одновременном внедрении в организм жара и сырости, причем первый фактор должен превалировать. Клинические проявления: чувство жара, жажды, сонливость, кровохаркание, желтая вязкая мокрота, большой пульс, покраснение лица, больной перестает узнавать окружающих и ориентироваться в пространстве. 5. Флегма-холод ТАНЬ-ХАНЬ образуется вследствие ослабления элемента огонь, что приводит к превалированию элемента вода и к нарушению ее удаления и трансформации. Клинические проявления: кашель с густой мокротой, землистый цвет лица с цианозом, липкий пот, напряженность мышц в низу живота, скудное мочеотделение,глубокий нитевидный пульс, язык влажный с зеленовато-красным налетом. 6. Флегма-жидкость ТАНЬ-ИНЬ: при ожирении происходит накопление флегмы и сырости, что приводит к дефициту ЦЗУН ЧИ. Вследствие дефицита ЧИ жидкость конденсируется во флегму, которая проникает между кишками. Клиническая симптоматика: кашель с густой мокротой, «шум плеска» в кишечнике, головокружение, чувство холода и распирания в конечностях, нитевидный скользящий пульс, красный влажный язык. 7. Всплывающая жидкость И-ИНЬ появляется при расстройствах водных путей САНЬ-ЦЗЯО, что приводит к всплыванию жидкости вверх через диафрагму и проникновению ее в кожу и мышцы. Клиническая симптоматика: опухание и боли в суставах и мышцах конечностей, перемежающиеся боли в костях и сухожилиях, тошнота, кашель и одышка, плавающий нитевидный пульс . 8. Подпирающая жидкость ЧЖИ-ИНЬ образуется при потере ЧИ своей способности регулировать транспорт жидкости, которая накапливается (как бы подпирая) под сердцем и легкими. Клиническая симптоматика: головокружение, тошнота, распирание и чувство переполнения в грудной клетке, приступообразный кашель, одышка, ортопноэ, быстрый нитевидный пульс, бледный обложенный белым налетом язык. 9. Застоявшаяся жидкость СЮАН-ИНЬ образуется при дефиците ЯН ЧИ в ЧЖУН-ЦЗЯО, при этом дисфункция САНЬ-ЦЗЯО приводит к задержке жидкости под ребрами. Клинические проявления: кашель со светлой мокротой, боли в подреберьях, нитевидный мягкий пульс, бледный язык с белым налетом. 10. Скрытая жидкость ФУ-ИНЬ: при недостаточности ЯН селезенки и почек происходит внедрение жидкости между сухожилиями, мышцами и точками акупунктуры (она как бы скрывается или прячется). Клинические проявления: поясничная боль, чувство тяжести под сердцем, непереносимость холода, сильная дрожь во всем теле, плавающий скользкий пульс.
1.5.2. ЗАСТОЙ КРОВИ Застой крови обычно вызывается переохлаждением, дефицитом или застоем ЧИ. Кроме того, при травмах могут быть внутренние кровотечения, которые по мере образования гематомы могут приводить к застою крови в данном регионе. Клинические проявления застоя крови разнообразны в зависимости от пораженной области. Например, застой крови в сердце вызывает чувство удушья, боли в сердце и цианоз губ; застой крови в легких вызывает кровохаркание и боли в груди; застой крови в желудочно-кишечном тракте проявляется кишечными кровотечениями; застой крови в печени вызывает боли в подреберьях и увеличение печени; застой крови в матке проявляется дисменореей и выделением темной менструальной крови со сгустками. Застой крови на поверхности тела проявляется гематомами. Все заболевания, возникшие вследствие застоя крови, имеют несколько общих черт: а) острые усиливающиеся при надавливании боли; б) кровотечения темной кровью со сгустками; в) местные повреждения кожи, кровоподтеки и гематомы.
2. ПАТОГЕНЕЗ Причины заболевания могут быть как местными (травмы, укусы и т.п.), так и общими, системными. Общие причины включают в себя дисгармонию между ИНЬ и ЯН, а также конфликт между защитной и патогенной ЧИ. Защитная ЧИ (ВЭЙ ЧИ) отражает способность организма противостоять внешним патогенным факторам. Патогенная ЧИ (СИЕ ЧИ) — это все патогенные факторы. Для развития заболевания требуется либо чрезмерный патогенный фактор, либо одновременное наличие СИЕ ЧИ и ослабление ВЭЙ ЧИ. Оба последних состояния играют главную роль в развитии заболеваний, а роль ослабления ВЭЙ ЧИ первична, так как только это дает возможность СИЕ ЧИ внедриться в организм. В 33-й главе «Су Вэнь» сказано: «Чтобы произошло внедрение СИЕ ЧИ, нужно ослабление ВЭЙ ЧИ». Этот диалектический подход, уделяющий должное внимание и внешним и внутренним (в особенности — внутренним) факторам, играет основную роль в традиционной китайской медицине для понимания природы заболевания и определения способа его излечения. Хотя проявления заболеваний могут быть очень сложными, разнообразными и динамичными, патологические процессы могут быть поняты и обобщены по трем основным направлениям: дисгармония между ИНЬ и ЯН, борьба между СИЕ ЧИ и ВЭЙ ЧИ и аномальный приток и отток ЧИ. Все три пути патогенеза тесно связаны друг с другом.
2.1. ДИСГАРМОНИЯ МЕЖДУ ИНЬ И ЯН Под дисгармонией между ИНЬ и ЯН понимают патологические сдвиги в сторону избытка или недостатка ИНЬ и ЯН, возникающие в организме при внедрении в него СИЕ ЧИ. Эта дисгармония чаще всего проявляется в синдромах холода и жара типа недостатка и избытка (см. рис. 2). Синдромы жара типа избытка наблюдаются при избытке ЯН, а синдромы холода типа избытка — при избытке ИНЬ; синдромы жара типа недостатка возникают при дефиците ИНЬ, а синдромы холода типа недостатка — при дефиците ЯН. Кроме того, в процессе прогрессирования заболевания могут появиться так называемые «ложные синдромы». Например, когда при прогрессировании синдрома холода избыток ИНЬ снижается по сравнению с ЯН (что происходит чаще всего путем трансформации ИНЬ в ЯН), появляется ложный синдром жара, и наоборот, при прогрессировании синдрома жара при снижении избыточного ЯН по сравнению с ИНЬ появляется ложный синдром холода. Все проявления и изменения заболеваний могут быть классифицированы по ИНЬ и ЯН, все ЦЗАН-ФУ органы, питательная и защитная ЧИ, наружный и внутренний, поднимающийся и опускающийся — все отражает противоречия между ИНЬ и ЯН. Поэтому все функциональные расстройства, расстройства между ИН ЧИ и ВЭЙ ЧИ — все относится к дисгармонии между ИНЬ и ЯН и лежит в основе всех патологических процессов.
2.2. БОРЬБА МЕЖДУ ЗАЩИТНОЙ ЧИ И ПАТОГЕННОЙ ЧИ Борьба между ВЭЙ ЧИ и СИЕ ЧИ отражает борьбу между защитными силами организма и патогенными факторами. Ход ее зависит как от силы защитной ЧИ, так и от массивности внедрения патогенной ЧИ в организм. Исход борьбы оказывает важнейшее влияние не только на развитие и прогрессирование заболевания, но и на исход и трансформацию заболевания. В ходе борьбы ВЭЙ ЧИ и СИЕ ЧИ происходит нарушение гармонии ИНЬ-ЯН и функциональные расстройства ЦЗАН-ФУ органов, в каналах и коллатералях, расстройства ЧИ и крови, что ведет к различным патологическим проявлениям. Они в основном выливаются в синдромы недостатка и избытка. Синдромы избытка встречаются при гиперактивности СИЕ ЧИ и достаточной функции ВЭЙ ЧИ. Синдромы недостатка (вернее, синдромы недостатка плюс избытка) встречаются при избытке СИЕ ЧИ и недостаточности защитных сил организма. В 28-й главе «Су Вэнь» сказано: «Гиперактивность СИЕ ЧИ вызывает синдромы типа избытка, а истощение ВЭЙ ЧИ приводит к синдромам типа недостатка». Синдромы типа избытка встречаются в основном на ранних стадиях заболеваний, а синдромы типа недостатка отражают чаще поздние стадии патологического процесса, когда уже произошло истощение ВЭЙ ЧИ, а также встречаются при истощении организма, при плохом функционировании ЦЗАН-ФУ органов, при дефиците ЧИ, крови и жидкостей тела после хронических заболеваний.
2.3. АНОМАЛЬНОЕ ПОСТУПЛЕНИЕ И ВЫХОД ЧИ Поступление и выход, поглощение и рассеивание являются основными формами движения ЧИ в организме. Их нарушения приводят к патологическим изменениям ЦЗАН-ФУ органов, каналов, ИНЬ и ЯН, ЧИ, крови и жидкостей тела, что ведет к срыву нормальной циркуляции ЧИ в организме. Легкие потребляют и рассеивают ЧИ, селезенка направляет очищенные вещества к легким, желудок продвигает вниз частично переваренную пищу и т. д.— все это обеспечивает нормальную циркуляцию ЧИ. Общие симптомы нарушения циркуляции ЧИ включают в себя кашель, одышку и чувство переполнения в груди при нарушении рассеивающей функции ЧИ легких; отрыжку и тошноту при аномальном подъеме вверх ЧИ желудка; жидкий стул и поносы при нарушении транспортной и трансформирующей функции селезенки; бессонницу и сердцебиение при дисгармонии между сердцем и почками. В других случаях появляется нарушение способности почек принимать и поглощать ЧИ, возгорание и подъем ЯНЧИ, оседание ЧИ в ЧЖУН-ЦЗЯО — все эти состояния классифицируются как патологические проявления вследствие ненормального притока и оттока Чи. Хотя все ЦЗАН-ФУ органы вовлечены в кругооборот ЧИ, селезенка и желудок играют основную роль, так как предоставляют материальную основу для жизнедеятельности других органов и самой ЧИ. Они располагаются в ЧЖУН-ЦЗЯО — т. е. посередине туловища и находятся таким образом в центре всего механизма циркуляции ЧИ. Следовательно, для нормальной циркуляции, поглощения и рассеивания ЧИ крайне важна гармония между селезенкой и желудком, что необходимо учитывать при диагностике и лечении заболеваний методом чжэнь-цзю.
ГЛАВА 4 ТЕОРИЯ О ЖИЗНЕННОЙ ТОЧКЕ (ШУ-СЮЕ) ГЛАВА 4 ТЕОРИЯ О ЖИЗНЕННОЙ ТОЧКЕ (ШУ-СЮЕ)
Жизненная (биологически активная, акулунктурная) точка является специфической областью, через которую ЦЗАН-ФУ органы обмениваются энергией с окружающей средой. В древние О времена жизненную точку называли «точкой ЧИ», «отверстием», что нашло отражение в ее названии — ШУ-СЮЕ, которое переводится как «транспортировка и полость». Таким образом, жизненная точка является своеобразным «отверстием» тела, через которое оно обменивается энергетической информацией с внешней средой. Поэтому точки могут быть использованы как для диагностики, так и для лечения различных заболеваний.
1. КЛАССИФИКАЦИЯ И НОМЕНКЛАТУРА ТОЧЕК
Все точки поверхности тела могут быть классифицированы по принципам «причастности к каналам» и по локализации. В общем, все точки делятся на три большие группы:
1. Точки каналов тела (канальные точки). Они располагаются на 12 главных каналах и на каналах ЖЭНЬ-МАЙ и ДУ-МАЙ. Каждая точка имеет свои собственные функции и дополнительные свойства в ансамбле каналов, что существенно расширяет сферу их применения. Эти точки используются наиболее часто и подчиняются всем принципам традиционной чжэнь-цзю терапии. Всего описано около 360 канальных точек.
2. Внеканальные и новые точки/
— их около 280. Они располагаются вне хода канала и не подчиняются принципам У-СИН, полдень-полночь, супруг-супруга. Каждая точка имеет свое специфическое назначение и может применяться как изолированно, так и в комплексе с другими внеканальными' и канальными точками. 3, АШИ-точки, называемые также «болевыми, «местными», «точками входа небесной энергии» и др. Они не имеют фиксированной локализации, а появляются при каких-либо расстройствах в каналах и внутренних органах. В принципе, в древности до создания теории каналов к коллатералей все точки были АШИ~точками; но при длительном скрупулезном анализе клинических проявлений заболеваний и терапевтического эффекта некоторые из них (наиболее закономерно появляющиеся и имеющие четкий эффект) были выделены отдельно и образовали категории канальных и внеканальных точек. На практике АШИ-точки чаще всего используются при болевых синдромах, и лечение боли следует начинать именно с поиска и воздействия на наиболее болезненные точки. Существует также деление точек согласно их названиям: так, различают географпческке названия, названия животных м птиц, структурирующие, анатомические и лечебные названия точек. Кроме того, ряд точек имеет несколько названий и при различных заболеваниях они нередко используются под разными «именами», что вносит определенный смысл в рецептуру. Физиологический смысл жизненной точки состоит в том, что она является биологически активной точкой, через которую организм обменивается энергетической информацией с внешней средой, являясь своеобразным «шлюзом» перетекания биологической энергии, и в зависимости от исходного состояния внешней среды и внутреннего органа (системы) происходящий в точке процесс «перетекания» энергии может происходить в разных направлениях, чем можно объяснись использование одних и тех же точек для лечения диаметрально противоположных заболеваний и состояний. В норме всегда имеются незначительные нарушения и отклонения внутреннего гомеостаза в ответ на колебания состояния внешней среды, однако «здоровые» течки чутко реагируют на эти изменения и регулируют внутреннюю энергетику (гомеостаз) организма, подстраивая ее к требованиям внешней среды, обеспечивая тем самым адаптацию организма и возможность максимального его самовыражения. Но в патологии (расстроиства внутренних органов и корреспондируемых ими точек или экстремальные воздействия, выходящие за рамки адаптивных возможностей индивида) эта способность точек нарушается и теряется адаптация и саморегуляция организма. В этом случае единственно правильным будет найти «слабее место* (т. е. пораженную точку или канал.) и осушествить на нее адекватное и необходимое в данной конкретной ситуации воздействие с целью восстановить через точку энергетический обмен организма с внешней средой, или же, наоборот, «закрыть» организм от повреждающего фактора внешней среды. Таким образом, сущность традиционной чжэнь-цзю терапии можно выразить так: посредством своевременного и адекватного воздействия на необходимые точки покровов тела восстановить утраченную гармонию организма с внешней средой. В связи с этим полезно вспомнить известную латинскую пословицу: «Врач — лечит, а природа — исцеляет». Морфологически различают точки трех основных структур: кожно-нервная, мышечно-сухожильно-нервная и сосудисто-нервная. Это указывает на тесную связь точки с определенными морфологическими структурами организма и действие точки, вероятно, в какой-то степени реализуется через эти структуры. Однако специфического морфологического субстрата точки до сих пор не найдено. Не исключено, что он тот же, что и субстрат каналов тела. В этой связи особый интерес представляет «бифуркационная теория» В. А. Ионичевского. Действительно, при детальном анатомическом анализе оказывается, что подавляющее большинство точек располагается в месте разветвления сосудов и нервов. А известно, что места деления и разветвления являются самыми тесными и узкими местами тока жидкости (энергии), где он из ламинарного становится турбулентным. Так, например, клиницистам известно, что чаще всего и скорее всего атеросклеротические бляшки возникают в местах деления сосудов. Поэтому точка представляется как самое «тесное и узкое место» перетекания жизненной энергии и крови, место, где она наиболее легко застаивается и блокируется. Смысл чжэнь-цзю терапии в свете этой теории состоит в том, чтобы снять «блокаду», устранить препятствие току энергии и крови, восстановив тем самым гармонию жизненных процессов как на местном, так и на системном уровне.
2.СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТОЧКИ Под термином «специфические точки» объединяется большая группа канальных точек, которые обладают специфическим терапевтическим эффектом и подчиняются общим правилам чжэнь-цзю терапии. Краткая характеристика специфических точек следующая: 1. Тонизирующая точка (возбуждающая, стимулирующая)., Она всегда располагается на своем канале и тонизирует (возбуждает) канал, а также в некоторой степени активирует ток ЧИ в предшествующем и последующем по току энергии канале. Кроме того, она тормозно действует на каналы, связанным с данным по принципам «супруг-супруга» и «полдень-полночь» (табл. 6). 2. Седативная (успокаивающая, тормозная) точка также располагается на своем канале и служит для успокоения возбужденного канала и связанного с ним внутреннего органа. При воздействии на нее достигается седация своего канала, предшествующего и последующего по циклу циркуляции энергии канала, а также некоторая активация каналов, связанных с данным по принципам «супруг-супруга» и «полдень-полночь» (табл. 6). 3. ЮАНЬ-точки (первичные точки, точки-пособники) располагаются на своем канале. Термин «ЮАНЬ» означает первичную ЧИ (ЮАНЬ ЧИ), которая зарождается в точке ДАНЬ-ТЯНЬ (расположена на 3 цунь ниже пупка в центре туловища) и распределяется по внутренним органам, выходя на поверхность тела в ЮАНЬ-точках соответствующих каналов. Эта точка обладает способностью усиливать действие тонизирующей и седативной точек (табл. 6). 4. ЛО-точки (связывающие) располагаются на своем канале или на ответвлении от него. ЛО-точки являются своеобразными «клапанами», регулирующими переход ЧИ из одного канала в другой, а также в ансамбле каналов. Существует несколько категорий ЛО-точек: а) Ординарные ЛО-точки — регулируют ЧИ в каналах, имеющих наружно-внутренние взаимосвязи (т. е. относящиеся к одному и тому же элементу). Эта функция осуществляется через сеть коллатералей (табл. 6). б) Групповые ЛО-точки обеспечивают связь между тремя каналами ЯН и тремя каналами ИНЬ на руках и ногах отдельно. Таких точек всего четыре: для трех ЯН-каналов рук — сань-ян-ло TR.8, для трех ИНЬ-каналов рук — цзянь-ши МС.5, для трех ЯН-каналов ног — сюань-чжун VB.39, для трех ИНЬ-каналов ног — сань-инь цзяо RP.6.
в) Общие ЛО-точки регулируют общее равновесие ИНЬ-ЯН. Таких точек пять: две из них регулируют ЯН (вай-гуань TR.5 и чан-цян Т.1), а три — ИНЬ (нэй-гуань МС.6, ле-цюе Р.7 и хуэй-инь J.1).
5. У-СИН-СЮЕ (точки Пяти Элементов) располагаются на начальной или конечной части каналов и относятся к пяти элементам: дерево, огонь, земля, металл и вода. Воздействие на них производится по правилам У-СИН. Кроме того, эти точки являются аналогами «тока жидкости 4» ЧИ» по каналам. В 1-й главе «Лин Шу» сказано: «ЧИ двенадцати главных каналов и пятнадцати коллатера-лей течет по всему организму. Ток ЧИ в каналах идет от пальцев к коленям или локтям». Названия точек У-СИН даны поэтому по аналогии с током ЧИ и течением реки: исток (ЦЗИН), ручей (ИИ), быстрина (ЮЙ), река (ЦЗИН) и устье (ХЭ) (табл. 7). 6. СИ-точки (точки-щели, противоболевые точки) располагаются на своем канале и являются самыми тесными и узкими местами циркуляции ЧИ, теми местами, где она легче всего застаивается. Эти точки применяются в основном при болевых синдромах (табл. Cool. 7. ШУ-точки спины (точки согласия) располагаются на канале мочевого пузыря (табл. 6), куда вливается ЧИ соответствующих ЦЗАН-ФУ органов. Любые расстройства внутренних органов проявляются на ШУ-точках спины, которые при этом становятся болезненными и напряженными. Эти точки с успехом используются как для диагностики, так и для лечения, особенно хронических заболеваний внутренних органов. 8. МО-точки (точки тревоги, точки-глашатаи) располагаются на груди и животе и являются местами входа ЧИ внутренних органов. МО-точки также играют важное значение в диагностике и лечении (табл. 6). 9. Нижние ХЭ (моря)-точки располагаются на ЯН-кана-лах нижних конечностей и используются для лечения расстройств ФУ-органов (табл. 9). 10. Восемь точек слияния (точки-ключи чудесных сосудов) используются для лечения расстройств в системе чудесных сосудов (табл. 5). 11. Точки пересечения располагаются на голове, лице и туловище и являются местами пересечения двух и более каналов. Они с успехом применяются для регуляции энергетического состояния в системе каналов, особенно при сочетанной патологии ЦЗАН-ФУ органов и каналов (табл. 10). 12. Начальные и конечные точки каналов (точки «входа и выхода», «притока и оттока ЧИ») используются для регуляции тока энергии в смежных каналах, а также часто применяются как точки «скорой помощи». Кроме специфических, на каналах существует также группа так называемых «восьми точек воздействия». Эти точки оказывают специфическое воздействие на «восемь тканей» организма и применяются при комплексном лечении самых разнообразных расстройств (табл. 11).
3. СПОСОБЫ НАХОЖДЕНИЯ ТОЧЕК. ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЦУНЬ Выделяются два основных способа нахождения точек: по анатомическим ориентирам и по мерным отрезкам (ЦУНЬ). Способ нахождения точек по анатомическим ориентирам является самым точным. При локализации точки производится ее привязка к выступающим костям, постоянным бугоркам и ямкам кожи, по контурам крупных мышц и по органам чувств. Однако точки располагаются не всегда вблизи четких анатомических ориентиров, поэтому для таких точек пригодна система деления каждой области тела на некоторое количество пропорциональных отрезков, которые называются «пропорциональными ЦУНЬ». Это деление производится следующим образом: — рост человека равен 75 пропорциональных ЦУНЬ (далее — сокращенно—ЦУНЬ); — от лобной до затылочной границы роста волос на голове по средней линии — 12 ЦУНЬ; — от переносицы до лобной границы роста волос на голове по средней линии — 3 ЦУНЬ; — от задней границы роста волос до точки да-чжуй Т. 14 (находится между 7 шейным и 1 грудным позвонками) по средней линии — ЗЦУНЬ; — на спине от задней срединной линии до внутреннего края лопатки — 3 ЦУНЬ; — на животе по средней линии от лобковой кости до пупка — 5 ЦУНЬ; — на животе от пупка до основания мечевидного отростка — 8 ЦУНЬ; — на животе от средней линии до наружного края прямой — мышцы живота — 2 ЦУНЬ; на груди от срединной до среднеключичной линии — 4 ЦУНЬ; — на груди от основания мечевидного отростка до яремной вырезки грудины — 9 ЦУНЬ; — на верхней конечности от передней (или задней) подмышечной складки до локтевой складки — 9 ЦУНЬ; — на верхней конечности от локтевой до лучезапястной складки — 12 ЦУНЬ; —— на нижней конечности от уровня крестцово-копчикового сочленения (или верхнего края лобковой кости) до подколенной складки — 18 ЦУНЬ; — на нижней конечности от подколенной складки до линии, проведенной между вершинами лодыжек — 16 ЦУНЬ; Кроме термина «пропорциональный ЦУНЬ», существует еще термин «индивидуальный ЦУНЬ». Последний равен расстоянию между кожными складками согнутого среднего пальца руки.
ВНИМАНИЕ! Локализацию точек и мерные ориентиры принято указывать в «пропорциональных ЦУНЬ», а глубину укалывания — в «индивидуальных ЦУНЬ» Поэтому в 5 главе при описании точек в понятие «ЦУНЬ» вкладывается различное значение в зависимости от того, где (при описании локализации или глубины укалывания) применяется этот термин. Кроме того, в некоторой литературе можно встретить термин «ФЭНЬ». ФЭНЬ — это 1/10 часть ЦУНЬ и так же может быть пропорциональным и индивидуальным. Още...
«ЧЖУД-ШИ» памятник средневековой тибетской культуры
ГЛАВА 3. ОБ ОСНОВАХ БОЛЕЗНЕЙ
Затем риши Маносиджи обратился к риши Видьяджняне: «О Учитель, риши Вадьяджняна, как выучить нам из „Чжуд-ши» „Тантру основ»? Пусть исцелитель, царь лекарей, нам расскажет». Тогда воплощение души, риши Видьяджняна, произнес такую речь: О великий риши Маносиджи, сначала учат место «краткое изложение» «Тантры основ». От трех корней отходят девять стволов, на них растут сорок семь ветвей, листьев распускается двести двадцать четыре, ярких цветов и плодов созревает пять. Вот краткое изложение «Тантры основ»40. А если рассказать о ней подробно, то (главное) — это тройка: болезни, силы тела и нечистоты. От того, находятся ли они в обычном состоянии или изменились, зависит, быть телу или ему разрушиться. Болезней три — ветер, желчь и слизь. Держатель дыхания, Бегущий вверх, Проникающий, Ровный огонь, Очищающий вниз — (пять видов ветра). Переваривающая, Цвет изменяющая, Претворяющая, Дающая зрение, Ясный цвет — (пять видов желчи). Опора, Разлагающая, Вкусовая, Насыщающая, Соединяющая — (пять видов слизи). Прозрачный сок, кровь, мясо, жир, кости, костный мозг, семя — эта семерка называется «телесные силы»; три нечистоты — это кал, моча, пот. Итого перечислено двадцать пять. Есть еще тройка — вкусы, свойства, образ жизни. Если они будут сосуществовать, то будут расти, а в противном случае — будет вред для всех. Причин, порождающих болезни, три. Условий, благоприятствующих им, четыре. Входных дверей — шесть, войдя через них, (болезнь) располагается в верхней, средней или нижней части тела. Дорог продвижения болезни — пятнадцать. Возраст, климат и время имеют девять (особенностей). Плоды (болезней) созревают в виде девяти недугов, прерывающих жизнь. Сочетаний в состоянии болезней — двенадцать. Вкратце (все болезни) сводятся к двум: жару и холоду. Итого болезни, которые лечатся, имеют 63 (положения). Страсть, гнев, невежество — эта тройка (соответственно) является причиной, порождающей ветер, желчь, и слизь. Время, демоны, питание, образ жизни — это четыре условия, способствующие накоплению или истощению болезней. Болезни по коже разбрасываются, в мясе распространяются, по сосудам разбегаются, в кости втыкаются, на плотные (органы) падают, в полые — проваливаются. Слизь опирается на головной мозг, находится наверху, желчь опирается на диафрагму, находится в середине, ветер опирается на крестец, поясницу, находится внизу. Кости, уши, осязание, сердце, дыхание, толстая кишка, кровь, пот, глаза, печень, желчный пузырь, тонкая кишка, прозрачный сок, мясо, жир, костный мозг, семя, кал, моча, нос, язык, легкие, селезенка, желудок, почки, мочевой пузырь — т. е. силы тела, нечистоты, органы чувств, плотные органы и полые органы — эта пятерка считается дорогами передвижения ветра, слизи и желчи. Старость — возраст ветра, зрелость — желчи, детство — слизи, так распределяются болезни по возрастам. «Холод» и «прохлада»—это место ветра41, «сухость», «жара»— место желчи, «влажность», «маслянистость»— место слизи. Болезни ветра приходят в движение летом, вечерами, на рассвете; желчи — осенью, в полдень, в полночь; слизи — весной, в сумерках вечерних и утренних. Конец трех (условий) жизни, превращение элементов тела во врагов, распад всех соединений, поражение жизненно важных мест, затяжная болезнь ветра, прерывание опоры дыхания, чрезмерный жар, глубочайший холод, неспособность сил тела справиться с болезнью — вот девять болезней, прерывающих жизнь. Ветер, желчь и слизь бывают спокойными и возбужденными. Эти два (состояния) у каждого (начала) дают двенадцать сочетаний. Ветер и слизь — это холод, вода; кровь и желчь — это жар и огонь. Глисты и чху-сер бывают и при жаре, и при холоде. По перечисленным здесь восьмидесяти восьми (положениям) можно узнать все об основах болезней. Экстракт амриты — восьмичленная тантра тайных устных наставлений. Тантра основ. Глава третья. Об основах болезней. Примечание: 40 Совокупность всех теоретических понятий и основанных на них теоретических рекомендаций, составляющих систему тибетской медицины и их взаимосвязь между собой, образно представляется в виде схемы дерева с тремя корнями, девятью стволами и т. д., что облегчает запоминание и воспроизведение текста. Это дерево описано в шестой главе «Тантры основ». Здесь, в третьей главе, конспективно изложены представления о природе здоровья и болезни с точки зрения теории «трех болезнетворных начал» (т. е. ветра, желчи и слизи). Подробно этот материал рассматривается в «Тантре объяснений», и поэтому здесь примечаний не даем. 41 В кавычках здесь и далее даны термины, входящие в число двадцати свойств (см. примеч. 22). В данном случае эти термины употреблены для оценки свойств климата.
http://www.biblio.nhat-nam.ru/
„Ние сме трима: ти, аз и болестта. Чиято страна вземеш, тя ще победи.“-Авицена